Колбасные электрички: версия для Венесуэлы

Почему боливарианской республике будет сложно преодолеть дефицит продовольствия

Мы помним, как это было. Во второй половине 1980-х и начале 1990-х гг. в Москву, все-таки обеспечивавшуюся продуктами, по выходным приходили электрички, забитые людьми из городов, в которых этих продуктов уже давно не было. Товары закупали в Москве и Ленинграде и раньше, но в последние годы СССР колбасные электрички стали одним из самых ярких свидетельств «эффективности» советской экономики.

Жители шестого по величине колумбийского города Кукуты теперь имеют возможность разделить то наше позднесоветское воспоминание. В прошедшие выходные около 100 000 граждан Венесуэлы пришли в приграничную Кукуту, чтобы купить рис, кукурузную муку, масло, туалетную бумагу и другие необходимые для жизни товары. В Венесуэле либо их нет (по данным Datanálisis, в магазинах Каракаса отсутствует 80% товаров повседневного спроса), либо их продают по заоблачным ценам те, кто смог вытащить из распределительной системы субсидируемые правительством продукты. Дефицит, как мы помним по советским временам, всегда сопровождается коррупцией и спекуляциями. И инфляцией: цены лезут вверх сквозь все щели в государственной системе их фиксации. МВФ прогнозирует инфляцию в Венесуэле в 480% в этом году и более 1640% – в следующем.

Около 650 000 жителей Кукуты теперь смотрят, как 100 000 человек из соседней страны опустошают их супермаркеты. Колумбийские ритейлеры и поставщики, конечно, радуются, тем более что наполнить полки им, видимо, особого труда не составит: Кукута находится в зоне свободной торговли и давно является крупным коммерческим центром. Правда, президент Венесуэлы Николас Мадуро насолил и соседям: в августе 2015 г. закрыл границу с Колумбией. Первый раз ее открыли 10 июля – на 12 часов, и в Кукуту пришли 35 000 венесуэльцев; унося домой еду, они видели вывеску «До свидания, друзья. Возвращайтесь скорей». Неделей позже пограничный переход работал уже два дня, и на закупку пришло втрое больше людей.

Россия с Венесуэлой дружит (на высшем уровне). Не пытается быть партнером, как, например, с Китаем, а именно дружит: в нарушение закона называет в Москве улицу именем Уго Чавеса – «у нас там много добрых друзей», сообщает департамент информации и печати МИД России. Наверное, у политиков двух стран много общего: они руководят нефтяными державами; продлили себе полномочия; долгие годы раздавали нефтедоллары не особо имущим, чтобы обеспечить себе поддержку, и давили оппозицию; возглавляют антиамериканский фронт и любят говорить о врагах: в одном случае – подрывающих стабильность, а в другом – пытающихся задушить социалистическую революцию. И проблемы у них схожие, главная – оскудевший поток нефтедолларов. Но Россия свои колбасные электрички оставила в прошлом – благодаря реформам тех, кто в начале 1990-х гг. заложил основы рыночной экономики. Несмотря на непрекращающееся задавливание госкапитализмом и эффективный госменеджмент, из-за которого сокращается ассортимент, именно рынок обеспечивает нас всем необходимым. Венесуэле, за 20 лет национализировавшей около 1000 компаний и лишившей частный бизнес каких-либо стимулов работать, еще предстоит осознать эту истину.