Денег нет, но вы учитесь

Почему российским гражданам не нравится, что государство им плохо помогает, но они все равно на него надеются

Россияне все чаще понимают благосостояние как распределение денег властью. Июльское исследование «Ромира» показывает, что относительное большинство граждан (31%) считает первоочередной мерой улучшения благосостояния народа повышение пенсий и социальных пособий, их доля по сравнению с 2013 г. выросла на 3%. По 14% (как и в 2013 г.) полагают, что лучшей мерой будет повышение зарплат бюджетников и развитие малого и среднего бизнеса, 11% предлагают снизить налоги (17% в 2013 г.), 7% – увеличить госзаказ, еще 4% считают наилучшим способом раздать средства резервных фондов нуждающимся и 3% – привлечь иностранные инвестиции.

Высокий уровень ожиданий помощи от властей сформирован двумя факторами. Он отражает сохранившееся с 1990-х гг. недоверие к рыночной экономике и ее институтам. В кризисные периоды, когда люди чувствуют ухудшение жизни и опасаются бедности, стремление воспользоваться госпомощью растет, поясняет Алексей Гражданкин из «Левада-центра». В 2012 г. 49% опрошенных «Левада-центром» предпочитали планово-распределительную модель экономики, рыночную – 36%, в конце 2015 г. 55 и 27% соответственно.

Власть долгие годы пропагандировала патерналистские настроения. На это была направлена и социальная политика, и создание ограничений для бизнеса, и ограничение самостоятельности и свобод (в том числе предпринимательских). Средний российский гражданин должен не доверять бизнесу и рынку, быть несамостоятельным, бояться политики и зависеть от государства – в конечном счете в лице президента, который только и может личным участием преодолеть институциональное несовершенство системы управления.

В 2000-е государство за счет нефтяной ренты сохраняло старые распределительные механизмы социальной политики вместо создания адресной и менее затратной системы помощи нуждающимся. Владимир Путин, вернувшись в 2012 г. на пост президента, на годы закрепил патерналистские ожидания своими майскими указами о повышении зарплат бюджетникам до уровня (или выше) средних по региону. Зарплаты действительно повысились, но это увеличение не сказалось на разнице уровня жизни врачей и учителей в зависимости от региона.

Кризис последних лет привел к тому, что заработки бюджетников и пенсии в реальном выражении снизились. Запланированное Минфином замораживание расходов бюджета способно усугубить рост бедности. Большинство российского общества (по расчетам авторов доклада ВШЭ – 60%) из-за низких доходов не могут получить прежний объем социальных услуг и будут требовать от государства возвращения потерь в условиях, когда у него нет ресурсов для решения проблем.

Власть в этой ситуации не отказывается от патернализма. На первый взгляд неловкие выступления премьера Медведева (денег нет, но вы держитесь; советы учителям подрабатывать и т. д.) работают как сигнальная система для Путина. Да, эти речи раздражают публику, и она даже бросается подписывать петицию за отставку Медведева – петицию, адресованную Путину.