«Утиный тест» Михаила Бабича

Как приволжский полпред президента поучаствовал в «полуразрыве» дипломатических отношений с Украиной

Как известно, если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть. Полпред президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич «утиный тест» не прошел: то, что происходило с ним в последние 10 дней, выглядело очень похоже на крупный международный скандал, но в итоге обернулось не очень внятным внешнеполитическим недоразумением.

Начиналось все как рутинная дипломатическая процедура: 29 июля международные комитеты Госдумы и Совета Федерации срочно собрались, чтобы одобрить кандидатуру нового посла России на Украине. Бабич посетил оба заседания, но от комментариев для СМИ уклонился. Уже в этот момент обнаружилась первая странность: по неписаным правилам дипломатии кандидатура нового посла обсуждается в парламенте лишь после получения у принимающей стороны агремана (согласия) на его назначение, но пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что «необходимые дипломатические процедуры, в том числе и получение агремана» только еще «находятся в процессе». Гром грянул 3 августа: представители украинского МИДа заявили, что вопрос об одобрении кандидатуры Бабича более не рассматривается. Получалось, что Украина не только отказала Бабичу в агремане, но и, вопреки обычной дипломатической практике, предала этот факт публичной огласке.

А что же Россия? Ответила гневным заявлением МИДа? Пригрозила суровыми, но справедливыми ответными мерами? Ничего подобного: помощник президента по международным делам Юрий Ушаков миролюбиво разъяснил, что никакого запроса на агреман еще не было, Москва по-прежнему ждет от Киева официального подтверждения его «окончательной позиции», но если тот «предпочтет пониженный уровень диппредставительств», то, «наверное, так и будет».

Украина считает, что Россия ведет против нее войну, и могла бы просто разорвать дипотношения, но с учетом 3 млн украинцев на «вражеской» территории это принесло бы куда больше проблем, чем сохранение отношений с «агрессором». Поэтому Киев еще в 2014 г. отозвал из Москвы посла, оставив вместо него временного поверенного. Россия же упорно делает вид, что ничего особенного в отношениях с Украиной не произошло. И если бы экс-посол Михаил Зурабов не запросился домой, такой диспаритет мог бы сохраняться еще долго. Теперь же Киев просто откажется принимать любого нового российского посла, его тоже заменит временный поверенный, и «полуразрыв» дипломатических отношений, куда более соответствующий сложившимся «полувоенным» реалиям, будет доведен до логического конца.