Российских аграриев настигла одна из двух традиционных бед – урожай

Пшеницы уродилось столько, что ее негде хранить

Минсельхоз США (USDA), аналитическая служба которого считается одной из наиболее авторитетных в мире, объявил о сенсации: в начавшемся 2016/17 сельхозгоду Россия впервые в истории может стать крупнейшим экспортером пшеницы, опередив 28 стран Евросоюза, вместе взятых. Все дело в «превосходных» погодных условиях – именно они позволили USDA повысить прогноз по урожаю пшеницы в России сразу на 7 млн т (или 11%) до 72 млн. А вот зерновую житницу Европы – Францию заливают дожди, и урожай пшеницы здесь ожидается самый низкий за последние 30 лет.

По данным Минсельхоза России, на 15 августа намолочено почти 73 млн т зерна – на 28% больше, чем на эту же дату прошлого года. Урожайность выше на 12,5% – 33,1 ц/га. А убрано еще меньше половины посевных площадей.

Российский Минсельхоз последний раз обновлял свой прогноз по урожаю зерна в июле: при благоприятных условиях может быть собрано 110 млн т. Во вторник министр сельского хозяйства Александр Ткачев эту оценку повторил, хотя даже премьер Дмитрий Медведев днем ранее объявил: «Если погода не подведет, мы можем получить просто выдающийся результат».

Но очевидно, что, если не случится форс-мажоров, урожай в России в этом году далеко превзойдет 110 млн т. Даже USDA ждет от России в этом году урожая как минимум в 112,5 млн т – а американцы не учитывают данные по Крыму, где уборка завершена и собрано почти 1,5 млн т. Не берут они в расчет и 4–4,5 млн т зернобобовых (гречка, рис, горох и проч.) в отличие от Росстата. С учетом этих поправок российские отраслевые аналитические агентства вслед за USDA скорректировали свои прогнозы, повысив их до 114–118 млн т против прежних 108–109 млн. Потребление зерна в стране Минсельхоз оценивает в 72–75 млн т.

Впрочем, еще не собранному урожаю уже грозят потери. Хранилищ, где зерно можно содержать в приемлемом качестве и нужном количестве, не более 40% от всех имеющихся в России и все они расположены в регионах-реципиентах, напомнил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. В советское время зерно было принято хранить там, где его потребляют, а теперь – в местах производства, уточнил он. Значит, аграрии будут вынуждены приспосабливать под хранение амбары и хлева: на чужом элеваторе хранить дорого – проще сгноить у себя.

Зерна много – и цены второй месяц подряд снижаются: с 1 июля по 12 августа пшеница 4-го класса (основной экспортный товар) уже подешевела на 1/4 до 8000 руб./т. А на экспорт пшеницы уже более полутора лет действует пошлина, из-за нее экспортеры перешли на краткосрочные контракты (не более 2–3 месяцев). Ткачев просил правительство обнулить пошлину, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. Между тем рубль только за последние 2,5 недели укрепился к доллару на 4,6% до 63,95 руб./$. Все это сдерживает экспорт – и в самое неподходящее время, ведь самой России столько зерна не переварить.

У российских аграриев, как известно, две беды – урожай и неурожай. Поскольку мы имеем дело с первым вариантом, было бы очень неплохо, если бы правительство прислушалось к Минсельхозу.