Статья опубликована в № 4191 от 27.10.2016 под заголовком: Бюджет: Откуда ждать роста

Откуда ждать роста

Экономист Владимир Назаров разъясняет план Минфина
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Подготовка бюджета на 2017–2019 гг. сопровождалась частыми корректировками макропрогноза. В течение октября прогноз корректировался три раза. Многие эксперты и журналисты даже начали острить, что не бюджет делается на основе макропрогноза, а, наоборот, прогноз экономических показателей «натягивается» на основные параметры бюджета. Однако в основе частой смены макропрогноза лежали не только особенности межведомственного взаимодействия в бюджетном процессе, но и фундаментальные макроэкономические дискуссии, которые, к сожалению, в значительной степени остались за кадром.

Суть этих дискуссий: способствует ли жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика экономическому росту или, наоборот, угнетает его? Один из пересмотров параметров макропрогноза Минэкономразвития как раз и основывался на предположении, что если Центральному банку (ЦБ) удастся снизить инфляцию до 4% в 2017 г., а Минфин сможет уложиться в целевые параметры дефицита в 2017 г. в 3,2% ВВП, а затем снижать этот дефицит на 1% ВВП ежегодно, то это негативно повлияет на экономический рост.

Это вполне укладывается в кейнсианские модели экономического роста, в рамках которых ужесточение бюджетной политики приводит к снижению внутреннего спроса и замедляет рост ВВП. Однако в последнее время экономисты все больше внимания обращают на некейнсианские эффекты бюджетной консолидации, которые могут оказать позитивное влияние на экономический рост даже в краткосрочной перспективе.

Во-первых, бюджетная консолидация может приводить к улучшению ожиданий экономических агентов. Когда в бюджете зияют дыры, а пресса гадает, будет дефолт или нет, настроения у инвесторов и населения вряд ли будут радужными, даже если деньги из бюджета текут рекой. Рано или поздно они начнут спрашивать сами себя: «А что эти ребята будут делать дальше, чтобы свести концы с концами: включат печатный станок или повысят налоги?» Очевидно, что такие размышления не приводят к буму долгосрочных инвестиций. Напротив, понимание, что хуже не будет, что бюджет сбалансирован и финансовые власти не прибегнут ни к дальнейшему повышению налогов, ни к бесконтрольной эмиссии, может способствовать и росту инвестиций, и повышению уверенности потребителей.

Во-вторых, снижение дефицита бюджета позволит снизить реальную процентную ставку. Вне зависимости от того, какой механизм используется для покрытия дефицита бюджета – внутренние заимствования или трата резервных фондов, – это делает деньги более дорогими. Предъявляя повышенный спрос на внутренние заимствования, государство увеличивает их стоимость и вытесняет частных заемщиков, что вряд ли укрепляет экономический рост. В случае трат резервного фонда речь фактически идет об эмиссии, поскольку ЦБ выдает Минфину дополнительные рубли, которые в данный момент не обеспечены ростом выпуска. Чтобы не допустить всплеска инфляции, ЦБ должен как-то абсорбировать эту избыточную ликвидность. Очевидно, что о значительном снижении процентных ставок в таких условиях можно забыть. Если же экономические агенты видят, что дефицит постепенно сокращается, это уменьшает инфляционные ожидания и позволяет ЦБ активнее снижать ключевую ставку. В результате постепенно улучшаются условия для инвестиций. Этот фактор не будет действовать в странах с нулевыми процентными ставками. Не случайно сейчас МВФ и центральные банкиры все больше говорят об исчерпанности мер денежно-кредитной политики для ускорения экономического роста, возлагая больше надежд на структурные реформы и меры бюджетной политики. Но в России высокие процентные ставки, а их величина воспринимается многими предпринимателями как препятствие экономическому развитию. В этих условиях влияние бюджетной консолидации на экономический рост через снижение процентных ставок может оказаться позитивным.

В-третьих, само снижение доли государства в ВВП – это благо, так как может происходить замещение государственных расходов частными. Многие госрасходы вопиюще неэффективны и в лучшем случае только статистически увеличивают ВВП в момент их осуществления, однако их влияние на долгосрочные темпы роста, особенно при такой структуре расходов бюджета, вряд ли позитивно.

В современных российских реалиях выбранный финансовыми властями курс на снижение инфляции и бюджетную консолидацию не должен негативно повлиять на экономический рост. Значит ли это, что бюджет идеален? Конечно, нет. В структуре расходов доминируют расходы на оборону, правоохранительную деятельность, нацбезопасность и соцполитику, а для долгосрочного роста нужен акцент на развитии образования, здравоохранения и инфраструктуры. Госпрограммы пока не стали эффективным инструментом госполитики, а являются скорее описанием деятельности ведомств. Да и для экономического роста абсолютно необходимо доверие. Денежно-кредитная и бюджетная политика пытается его сформировать, но без улучшения ситуации с правами собственности, без отмены избыточного контроля бизнеса со стороны власти, развития местного самоуправления и реальной (а не имитационной) приватизации уверенности населения и бизнеса в улучшении ситуации не появится. Консолидация росту не помеха, но она не может быть единственным источником роста.

Автор – директор НИФИ Минфина России

Читать ещё
Preloader more