Прогноз роста экономики на 2017 год увеличен по поручению правительства

Макропрогноз меняют, чтобы свести бюджет хотя бы на бумаге
Председатель правительства Дмитрий Медведев (справа) надеется на слабенький рост, в прогнозе Минэкономразвития (слева – министр Алексей Улюкаев) он имеется/ Дмитрий Астахов/ РИА Новости

Пересмотр прогноза в третий раз за месяц говорит о приоритете бюджетного планирования, отмечает Наталия Орлова из Альфа-банка. Арифметические упражнения нужны, чтобы как-то сбалансировать бюджет, согласен Владимир Тихомиров из БКС. Это показывает, в какой тупик правительство само себя загнало, продолжает эксперт, участвующий в бюджетных дискуссиях: «Пытаются свести на бумаге то, чего не могут свести по жизни».

Экономика постепенно выходит на траекторию роста, заявил председатель правительства Дмитрий Медведев на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям: «Пока [рост] очень слабенький, и будем надеяться, что восстановительные возможности здесь не исчерпаны».

Рост ускорен директивно, по поручению правительства. Прогноз Минэкономразвития теперь таков: в 2017 г. – 0,6% ВВП, в 2018 г. – 1,7% и в 2019 г. – 2,1%, следует из базового сценария обновленного прогноза социально-экономического развития («Ведомости» ознакомились с ним). В предыдущем прогнозе было 0,2, 0,9 и 1,2%.

Это третья за октябрь корректировка макропрогноза. На сей раз изменены только динамика экономики в реальном выражении и розницы (см. таблицу на стр. 05). Минэкономразвития уже исполняло сторонние прогнозные требования – ЦБ и Минфина: инфляция стала 4% на всю трехлетку, курс доллара – 67,5, 68,7 и 71,1 руб. в 2017–2019 гг. Вновь уточненный прогноз направлен в Минфин, который внесет его с бюджетом в правительство, говорит представитель Минэкономразвития.

Базовый вариант в нынешнем виде – не прогноз экономического развития, а набор счетных параметров под бюджет, констатирует эксперт, участвующий в обсуждениях: «Цена нефти $40 за баррель на все три года – что-то новое в прогнозировании». При такой цене нефти рост даже в 0,6% невозможен, объясняет он. Модели Минэкономразвития известны, категоричен федеральный чиновник, а цифры должны быть такими, как сказано.

Если выбирать модели благоразумно, они станут источником знаний, писал профессор школы им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете Дэнни Родрик в книге «Экономика решает»: «Если использовать их догматически, результатом будет чрезмерное самомнение и неэффективная государственная политика».

Традиционно Минфин настаивал на более крепком рубле в макропрогнозе – это означало более низкие доходы бюджета, меньшие расходы и сбережение резервов.

Но теперь расходы зафиксированы на все три года и задача Минфина – уложиться в целевой дефицит: 3,2% ВВП в 2017 г. 2,2% в 2018 г. и 1,2% в 2019 г. Надо просто утвердить бюджет, переделывать его никто не будет, объясняет чиновник финансово-экономического блока: по-нормальному сделаем в 2017 г.

И курс, и инфляция – параметры для балансировки доходов и расходов, чтобы добиться правильной цифры дефицита, к прогнозированию и развитию это не имеет отношения, подтверждает другой чиновник.

Улучшение динамики ВВП в Минэкономразвития объяснили изменением показателя запасов. Впервые примерно за три года во II квартале 2016 г. этот показатель вышел в плюс, говорит представитель министерства. Расти динамичнее экономика может (до 1,1% в 2017 г. с ускорением до 2,4% в 2019 г.), но по сценарию «базовый плюс» (цена нефти – $48), говорил замминистра экономического развития Алексей Ведев, такой прогноз в министерстве считают более реалистичным. Многое будет зависеть от розничного товарооборота, как долго будет продолжаться сберегательная модель поведения, объясняет он: если возникнет потребительская активность, то ситуация сразу может скорректироваться. С текущим уровнем инвестиций в 20% ВВП, с ухудшающейся демографией российская экономика вряд ли сможет расти быстрее 1–1,5% в год, сомневается федеральный чиновник.

В Минфине рассчитывают, что динамика инвестиций в основной капитал перейдет в положительную область – в среднем 1,8% в год, сказано в пояснительной записке к проекту бюджета. Предположение, будто целевая инфляция в 4% может быть достигнута в 2017 г., означает, что сжатие кредитной активности и ограничение спроса негативно повлияют на инвестиции, розницу и ВВП, категоричен министр экономического развития Алексей Улюкаев. Минэкономразвития прогнозирует продолжение инвестиционного спада на 0,5% в 2017 г. и медленный рост на 1,2 и 2% в 2018–2019 гг., такой слабой динамике способствовало замораживание накопительной части пенсий. Хуже будет и с реальными доходами населения – все три года рост ниже 1%, но Минэкономразвития ждет, что население будет отказываться от сберегательной модели поведения.