Статья опубликована в № 4299 от 11.04.2017 под заголовком: От редакции: Чуть меньше страхов

Чуть меньше страхов

О чем говорит оживление на туристическом и автомобильном рынках

Небольшой рост потребления товаров и услуг, характерных для среднего класса, вызван скорее психологическими, чем экономическими причинами. Он во многом объясняется усталостью от длительной экономии и может оказаться краткосрочным при продолжении стагнации.

Участники туристического рынка наблюдают рост бронирования туров в зарубежные страны на майские праздники. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отметила в понедельник, что Турция вернула лидерство по числу путевок, в некоторых компаниях спрос вернулся к показателям 2013–2014 гг. Кроме того, по сравнению с 2016 г. значительно увеличилось количество проданных путевок в Грецию и на Кипр. Число желающих отдохнуть на отечественных курортах не выросло. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина объясняет рост спроса на выездной туризм сочетанием факторов. Укрепление и стабилизация курса рубля несколько снизили цену поездки за границу и позволили людям планировать семейный бюджет, откладывать деньги на отпуск. Турецкие туркомпании и отели, стремясь вернуть российских путешественников, существенно снизили цены. Поездка в Турцию на неделю в мае и в летние месяцы, по данным АТОР и РСТ, по стоимости сопоставима или даже дешевле, чем в Сочи или Крым (при более высоком качестве сервиса в Турции). Многие россияне привыкли к отдыху на море и больше не готовы отказываться от него, считает Тюрина. Насколько длительным и значительным будет подъем спроса, прогнозировать сложно, в том числе из-за политических рисков. В понедельник появились сообщения о возможной приостановке чартерных рейсов в Турцию.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России тем временем обнаружила признаки подъема на российском авторынке. В I квартале 2017 г. продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта по сравнению с тем же периодом 2016 г. увеличились на 1%, в марте 2017 г. по сравнению с мартом 2016 г. – на 9,4%. За год АЕБ прогнозирует рост продаж на 4% до 1,48 млн. Это хорошая новость после четырехлетнего падения, но выводы делать рано, считает управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев, следует подождать результатов за более длительный период.

Рост покупок автомобилей обусловлен отложенным спросом, нуждавшиеся в них потребители перегруппировали свои доходы, считает Лилия Овчарова из НИУ-ВШЭ. Рост выездного туризма вызван прежде всего ослаблением страхов перед будущим, люди меньше боятся «черных дней». Как долго продлится этот оптимизм, не ясно.