Экономика антиподов

Почему экономика Австралии растет 25 лет подряд и какие выводы из этого может сделать Россия

Австралийское экономическое чудо сменяет голландское. Завтра национальное бюро статистики Австралии опубликует данные за I квартал 2017 г., которые, как ожидается, установят новый мировой рекорд продолжительности непрерывного экономического роста в отдельно взятой стране – 103 квартала, или почти 26 лет (на которые пришлись два мировых финансовых кризиса). Действующий рекорд принадлежит Нидерландам, где период непрерывного роста, пусть даже и околонулевого в 2002–2003 гг., был прерван падением экономики на 4% в 2009 г.

Австралии повезло с географией (близость к Китаю) и геологией (запасы угля и железной руды), но дело не только в везении, отмечает The Economist. Китай обеспечил подъем добывающей отрасли Австралии (за 2002–2012 гг. экспорт полезных ископаемых вырос в 3 раза, их доля в общем объеме экспорта составляет почти 30%), который совпал со стремительным ростом цен на уголь и руду. Даже сейчас, когда цены далеки от прежних максимумов, они все равно остаются выше, чем до начала бума.

Снижение цен на природные ископаемые и замедление роста китайской экономики в 2010-е привело к снижению темпов роста и Австралии, но не до уровня рецессии, как в других странах-экспортерах. Бюджетная экономия в тучные годы позволила провести в кризис масштабную программу стимулирования, сопоставимую по объемам с китайской.

Современная экономика Австралии – во многом результат долгих и объемных структурных реформ, которые стартовали еще в 1980-х, отмечали эксперты МВФ в обзоре 2015 г. Задачей реформ была интеграция национальной экономики в мировую и повышение ее конкурентоспособности.

Это подразумевало снятие ограничений доступа на национальные рынки, либерализацию финансового и банковского секторов, переход на плавающий курс национальной валюты, отказ от централизованной системы регулирования оплаты труда и изменения в миграционном законодательстве (обеспечившие стране приток молодых квалифицированных кадров). Большая часть реформ была завершена к середине 2000-х.

Сегодня высокие темпы роста поддерживаются за счет строительства жилья (высокий уровень цен обеспечивается в том числе китайским средним классом) и государственными инвестициями, которые компенсируют сокращение капитальных вложений в добывающий сектор, отмечало национальное бюро статистики в отчете за 2016 г. Рост поддерживает и низкая процентная ставка.

Основы нынешних успехов Австралии были заложены еще в 1960–1970-е гг., когда страна своевременно подключилась к японскому экономическому чуду, развивая не только сырьевой экспорт, но и высокие технологии в финансовой сфере и сервисе, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Страна максимально воспользовалась возможностями, которые дал ей экономический бум в Юго-Восточной Азии и рост китайской экономики, – в этом она может служить примером России, которая должна активнее предлагать Китаю не только поставки сырья, но и имеющиеся передовые технологии, расширять свое присутствие на международном рынке высшего образования, считает Кортунов.

Сегодня третья по значимости статья австралийского экспорта – это обучение иностранных студентов, говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По данным ЮНЕСКО, число иностранных студентов в Австралии в 2000–2015 гг. выросло почти в 3 раза до 300 000 человек, по этому показателю страна занимает 3-е место в мире после США и Великобритании.

Ориентация на китайские рынки может в перспективе выйти боком австралийской экономике, особенно в случае еще большего замедления китайской экономики, предупреждает The Economist.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)