Откуда берутся абсурдные решения

Низкое качество управления в регионах выгодно всем уровням власти

Мы привыкли, что с подчеркнуто странными инициативами выступают депутаты Госдумы. Перестала удивлять широта применения таких уголовных статей, как экстремизм или оскорбление чувств верующих. Но немало глупых решений или нормотворческих инициатив возникает вроде бы самостоятельно в головах региональных чиновников.

Минздрав Саратовской области в среду отменил изданный 30 мая приказ, который обязывал врачей сообщать полиции о лишившихся девственности, беременных и заразившихся венерическими заболеваниями пациентках моложе 16 лет. Документ, как писала «Медуза», был инициирован местным управлением СК и согласован прокуратурой. По официальной версии, приказ отменили из-за «широкого общественного резонанса», но обещают доработать. Надо отметить, что в прошлом году центральный СК просил центральный Минздрав примерно о том же.

На днях главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель сообщил, что жители домов, находящихся на гостевом маршруте участников чемпионата мира по футболу, должны за свой счет либо застеклить все балконы и лоджии, либо убрать остекление – чтобы достичь единообразия фасадов.

Когда депутаты придумывают бредовые законопроекты, это вызвано тем, что их деятельность оценивается не избирателями, а администрацией президента – и информационная активность тут играет важную роль. Когда экстремистской признается Библия или Коран, а чувства верующих оскорбляют покемоны – это правоприменительные изыски на местах в рамках широких возможностей для улучшения силовой статистики, которые дают новые безразмерные статьи УК. Чего хотят, принимая свои странные решения, обычные региональные чиновники?

В Белгороде в апреле управление образования запретило проводить выпускные вечера в кафе, на природе и вне пределов населенных пунктов (позже чиновники утверждали, что приказ носит рекомендательный характер). В школах Орловской и Ярославской областей осенью 2016 г. начали повсеместно развешивать портреты губернаторов (потом их сняли). Мэрия Грозного в октябре 2015 г. запретила на свадьбах резать торты и танцевать невестам. В Республике Коми в конце 2015 г. сожгли и уничтожили в бумагоизмельчителях несколько сотен книг из библиотек учебных учреждений (это были издания, вышедшие при поддержке Фонда Сороса).

Конечно, это не всегда полностью местная инициатива, сжиганию книг в Коми предшествовало письмо заместителя полпреда президента в Северо-Западном округе; однообразия балконов в принимающем ЧМ городе могли требовать из Москвы; знать врачебную тайну, очевидно, хочет СК.

Эти и другие случаи отражают систему принятия решений, в которой низкое качество становится выгодным для всех. Четкая взаимосвязь карьеры чиновника с показателями экономического и социального развития регионов отсутствует, а сигналы из центра противоречивы, поясняет политолог Николай Петров. Требование честных выборов сочетается с указаниями бороться с оппозицией, создание современной городской среды – с уважением чувств религиозных активистов. Чиновники на местах в этих условиях дезориентированы. Они стараются не касаться проблем, которые невозможно решить кавалерийской атакой, и пытаются выполнить указания в менее важных сферах так, чтобы обратить на себя внимание. Низкое качество подготовки управленцев и отсутствие фильтров, отсеивающих правовой спам, приводит к появлению абсурдных актов, которые отменяются, если предаются огласке.

Это удобно и верховной власти. Общество занято обсуждением белого шума, а власть иногда может выходить и выступать в образе «единственного европейца».

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)