Просто убийство просто Немцова

Даже после приговора мы ничего не знаем о мотивах и заказчиках

Суд по делу об убийстве Бориса Немцова завершен. Исполнители осуждены по ст. 105 Уголовного кодекса «Убийство» – просто убийство, хотя и заказное и по предварительному сговору. Вопрос о переквалификации дела на ст. 277 УК «Посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля» был отвергнут еще на предварительном заседании суда год назад.

Гособвинение тогда сочло, что Немцов, один из лидеров внесистемной оппозиции и яростный критик Кремля, был просто обывателем. И не только гособвинение: «чуть более чем среднестатистический гражданин» по уровню политического влияния – так вскоре после убийства охарактеризовал Немцова пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Присяжные решили, что подсудимые виновны и не заслуживают снисхождения. Судья Московского окружного военного суда Юрий Житников вынес приговор заметно менее суровый, чем просило гособвинение (в частности, пожизненного заключения для Заура Дадаева, которого присяжные сочли непосредственным исполнителем заказа). Дадаев осужден на 20 лет колонии строгого режима, другие участники – на сроки от 11 до 19 лет колонии строгого режима, из которых два года они уже отбыли за время суда и следствия. Еще один предполагаемый соучастник убийства – Беслан Шаванов погиб при попытке задержания в Грозном в марте 2015 г. По словам одного из осужденных (позднее он от своих слов отказался), именно Шаванов стрелял в Немцова.

Суд по делу об убийстве Немцова стал еще одним политическим процессом, остановившимся на полпути. Исполнители наказаны, но они – единственные наказанные. Предполагаемый организатор убийства Руслан Мухудинов в розыске.

Руслан Геремеев, у которого Мухудинов работал водителем и о котором осужденные говорили как о главном человеке в их группе, не был допрошен даже как свидетель. Чеченские следователи оправдывались, что ездили к нему домой, но им «никто не открыл». Геремеев принадлежит к влиятельной в Чечне семье, он родственник сенатора Сулеймана Геремеева и депутата Адама Делимханова. Но и он не последнее звено в цепочке, считают адвокаты семьи Немцова, требовавшие вызвать в суд главу Чечни Рамзана Кадырова. Кадыров говорил, что готов дать показания, но его не стали вызывать.

Для суда и следствия, таким образом, цепочка оборвалась на организаторе. Заказчика убийства следствие не выявило, суд этот вопрос не рассматривал. Ни один заказчик громкого политического убийства в России за последние 15 лет так и не был найден.

Мотивы убийства тоже остались неназванными. Следствие отвергло первоначальную версию об убийстве как мести за призывы публиковать карикатуры Charlie Hebdo (которые в действительности делал даже не Немцов), но и другой не обнаружило – в приговоре это просто убийство по найму.

Формально правосудие восторжествовало: виновные понесут наказание. Но не все и не за всё. Такое правосудие очень удобно для заказчиков.