Курортный сбор без представительства

Реакция граждан на новый налог характеризует состояние общественного договора

Курортный сбор, который начнут взимать с отдыхающих с 1 мая 2018 г. в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, а также в Крыму, не встретил понимания у россиян. Большинство граждан не готовы его платить, так как это нарушает сложившийся паритет с властями: вы не сильно залезаете лично к нам в карман, а мы не требуем отчета за сбор и трату наших налогов.

Закон о сборе за пользование курортной инфраструктурой (не должен превышать 100 руб. в сутки) принят Госдумой 19 июля и подписан Владимиром Путиным 30 июля. 22–23 июля о законе знали лишь 27% россиян, следует из репрезентативного опроса ФОМа. Отрицательно к курортному сбору отнеслись 68% респондентов (положительно – 18%).

Отвечая на открытый вопрос, 17% сказали, что за отдых на российских курортах «люди и так переплачивают». Еще 10% посчитали, что курортный сбор – это «грабеж и обдираловка» и «новая придумка, как обобрать россиян», ведь налогов и сборов «предостаточно». Чуть меньше – по 9% – пояснили, что у людей и так мало денег, чтобы платить еще и курортный сбор; и вообще – «это неправильно» (это третий и четвертый по популярности ответы). По 5% россиян считают, что «люди будут меньше ездить на российские курорты», что «граждане не должны платить дополнительно за пребывание в своей стране» и что «деньги будут разворованы».

Курортный сбор, по сути, целевой налог, который, если им грамотно распоряжаться, даст региональным властям средства на новые набережные, мосты, парки, говорить об отсутствии которых на российских курортах стало общим местом. Россияне, как свидетельствует опрос ВШЭ в 2016 г., готовы платить целевые налоги.

По крайней мере, более половины респондентов согласились регулярно дополнительно отдавать 2% своего дохода за более качественные госуслуги. В 2011 г. на это согласен был только каждый десятый. Но, во-первых, речь идет о самом необходимом: лечении, помощи бедным и одиноким пожилым людям, школьном образовании. А во-вторых, у доплаты есть важное условие – налог в обмен на представительство: за расходом таких денег должны следить сами граждане.

Опрос ФОМ свидетельствует, что граждане не имеют возможности проконтролировать расходы от курортного сбора, а потому включается стандартное недоверие к власти. В налоговой части ведь общественный договор выглядит так: мы не претендуем на представительство, а вы не очень претендуете на наши налоги; во всяком случае, мы оставляем за собой право их не платить. В 2012 г. опрос «Левада-центра» показал, что 45% респондентов совсем не знают, куда идут налоги; еще 38% были немного в курсе, но считали, что распределяются налоги неправильно.

Курортный сбор, очевидно, будет зашит в цену обслуживания, и платить его придется. В ситуации кризиса на рост налогов граждане отвечают ростом недоверия, но терпят. Границу терпения власть эмпирически выясняет давно, но пока безуспешно.