«Открытие» как символ проблем финансовой отрасли

Тем амбициознее задача Центробанка по решению проблем холдинга

Едва ли не все проблемы российской финансовой отрасли – пенсионной, страховой, банковской и даже рейтинговой – сошлись в одной точке с названием «Открытие холдинг».

Некоторые известны давно, и рынок худо-бедно научился с ними жить. Вот, скажем, покупает холдинг два из 10 крупнейших НПФ, но накопления замораживаются. Обидно, но можно переманивать клиентов у других фондов и, разумеется, у ПФР. В фондах «Открытия» 340 млрд накоплений.

Или, например, огосударствление экономики – госбанки рулят. Что ж, противоядие известно: самим укрупняться. Желательно настолько, чтобы стать «системно значимым». Слишком большим, чтобы рухнуть. Пять лет назад холдинг купил Номос-банк (на тот момент 13-й в стране), капитализация которого в Лондоне была $2 млрд.

Очень помогает и работа с государством и госкомпаниями. «ФК Открытие» резко нарастил активы во время размещения облигаций «Роснефти» в 2014 г. и за счет скупки с большим плечом 2/3 евробондов «Россия-30».

Половину суммы на сделку с Номос-банком, кстати, дал государственный ВТБ. Он же, как позже выяснилось, давал деньги на создание фонда в 2 млрд евро на выкуп акций у инвесторов, не согласных с реформой РАО ЕЭС (в начале 2008 г., когда Россия считала себя тихой гаванью во время шторма на мировых рынках). Фонд обанкротился, и ВТБ получил 9,9% «Открытия». Миноритарием «Открытия» стал экс-руководитель РАО Анатолий Чубайс.

Началась зачистка банковского сектора, у части клиентов сдали нервы и они побежали в госбанки? Что ж, и этим можно воспользоваться. Некоторые банки, где было много денег населения, спасал ЦБ, давая на это много дешевых денег. «Открытию» достался «Траст» и 130 млрд руб.

В нагрузку, как оказалось, прилагался серьезный оппонент. Я не о бывшем совладельце «Траста» Илье Юрове, который в американском суде требует с холдинга и его основного владельца Вадима Беляева $50 млн, а об Альфа-банке. Он помешал «Открытию» получить дополнительные средства на санацию «Траста»: Генпрокуратура по его просьбе потребовала от ЦБ отменить конкурс. И вот по какому-то досадному совпадению «ФК Открытие» оказался первым в списке четырех банков в злополучном письме менеджера УК «Альфа капитал» об их проблемах.

Некоторые проблемы появились недавно. Покупаемый «Росгосстрах» (а с ним и пятый по накоплениям НПФ) – символ кризиса на рынке ОСАГО.

А рейтинговая реформа, затеянная ЦБ в ответ на санкции, привела к тому, что в «ФК Открытие» стало нельзя держать деньги госкомпаниям и НПФ. За июнь – июль банк лишился 470 млрд руб. только клиентских денег. Понемногу сокращаются и операции, позволившие банку вырасти 2–3 года назад.

Но он остается вторым после «Альфы» частным банком страны, и ЦБ помогает, как может: 330 млрд – через репо в июле, а теперь беззалоговый кредит, исключительный случай. Кажется, дано добро на сделку с «Росгосстрахом» – но не холдингу, а Беляеву, который вернулся к оперативному управлению.

Выбора у ЦБ нет. Если «ФК Открытие» не устоит, он слишком многих утянет за собой. А если выстоит, это покажет, как ЦБ умеет решать проблемы. Даже если они сходятся в одном месте.