Четвертая высота Ангелы Меркель

Почему немцы не захотели менять своего канцлера

Итоги парламентских выборов в Германии 24 сентября, как это часто бывает, оставили простор для прямо противоположных трактовок.

«Блок ХДС/ХСС в непростых условиях подтвердил доверие избирателей и снова сформирует правящую коалицию», – скажут одни. «Партия Ангелы Меркель победила, но ее рейтинг упал, она рассорилась с прежними партнерами и теперь вынуждена пойти на союз с малыми партиями, имеющими не самый приятный для них опыт партнерства с ХДС», – возразят другие. «Меркель в четвертый раз подряд станет канцлером, подтвердив статус одного из наиболее выдающихся мировых политиков», – будут настаивать первые. «Меркель не может предложить немцам ничего нового и держится у власти лишь за счет желания обывателей сохранить хоть какую-то стабильность в нестабильном мире», – не согласятся вторые.

И в общем-то правы и те и другие.

Рейтинг ХДС упал, но партия осталась самой популярной в стране, хотя на пике кризиса с беженцами 2015–2016 гг. можно было ожидать куда более катастрофических последствий и для властей Германии, и лично для канцлера. Меркель фактически вела кампанию под лозунгом 2013 г. «Вы меня знаете», но после Brexit, победы Дональда Трампа в США и популистской волны в Европе это в глазах консервативных избирателей было скорее преимуществом, нежели недостатком. Ну а с арифметикой и вовсе не поспоришь: если не брать в расчет вечного Александра Лукашенко, то среди крупных действующих европейских политиков Меркель уступает по общему стажу руководства страной только Владимиру Путину.

Кстати, за время своей карьеры Меркель успела повидать разного Путина. В 2001 г., когда он еще считался либералом, депутат Меркель слушала его выступление в бундестаге на немецком языке. После первых встреч Путина с канцлером Меркель СМИ уверяли, что они говорят на одном языке (хотя формально – на двух). Но в 2007 г. Путин произнес знаменитую мюнхенскую речь, провозгласив поворот России к приоритету национальных интересов. И в 2014 г., когда этот поворот завершился присоединением Крыма, канцлер уже фактически возглавила санкционный поход европейцев против Москвы. А разговор на одном языке сменился, если верить западным СМИ, оценками вроде «Путин живет в своей реальности».

Так что, будь Меркель российским губернатором, Путин наверняка давно бы уже поменял этого политического тяжеловеса на какого-нибудь молодого технократа. Но усилий русских немцев, голосовавших 24 сентября за радикалов из «Альтернативы для Германии», для этого пока не хватило.