Миф о всеобщем высшем образовании

Исследователи Алексей Бессуднов, Дмитрий Куракин и Валерия Малик о том, что в России не слишком много образованных людей

Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран. Часто приводятся данные ОЭСР, согласно которым более половины населения России в трудоспособном возрасте имеют высшее образование. Этот факт настолько утвердился в общественном сознании, что его мало кто ставит под сомнение. В России слишком много образованных людей и университетов; по выражению Владислава Иноземцева, страна больна «злокачественным» высшим образованием.

На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных. Мы подробно анализируем их в статье в новом номере журнала «Вопросы образования». Начнем со статистики ОЭСР. В категории tertiary education ОЭСР учитывает как высшее, так и среднее профессиональное образование, поэтому часто цитируемые проценты включают в себя в том числе и выпускников советских техникумов. Более того, ОЭСР не обладает независимыми источниками данных и их оценки основаны на данных Росстата.

По данным переписи населения 2010 г., лишь 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет окончили вуз. В группе от 25 до 34 лет таких людей больше – 34%, но до всеобщего высшего образования это по-прежнему далеко. Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получает все больше людей, однако это международная тенденция и Россия здесь не является исключением. В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей.

Перепись населения проводилась семь лет назад, ее данные отчасти устарели и далеко не всегда точны. В 2012 г. НИУ ВШЭ начал независимое исследование образовательных траекторий выпускников российских школ. В рамках проекта «Траектории в образовании и профессии» мы отобрали общенациональную представительную выборку, включавшую около 4000 учеников 9-х классов. В дальнейшем мы совместно с фондом «Общественное мнение» продолжали опрашивать отобранных детей каждый год, следя за их образовательными результатами и карьерными устремлениями. Эти данные позволяют точнее установить долю учеников, поступающих в вузы, в наиболее молодых когортах.

Мы видим, что после 9-го класса около 40% учеников ушло из школы в систему среднего профессионального образования – техникумы и училища, которые продолжают играть важную роль в российском образовании. Из тех, кто остался в школе и окончил 11-й класс, около 80% поступило в вузы. Именно образовательный переход после 9-го, а не 11-го класса оказался наиболее важным с точки зрения формирования социального неравенства. В целом лишь около половины учеников из изначальной выборки оказалось в системе высшего образования.

Девушки значительно чаще поступают в вузы, чем юноши. В этом Россия опять-таки не отличается от других европейских стран. Если раньше среди студентов было больше мужчин, чем женщин, то в 1980-х гг. в большинстве стран ситуация изменилась, и с тех пор гендерный разрыв в образовании все увеличивается. Девочки лучше учатся в школе, реже уходят в техникумы после 9-го класса, в среднем лучше сдают ЕГЭ и в результате чаще поступают в университеты.

ЕГЭ, который задумывался как всеобщий государственный экзамен, на самом деле таковым не является: его сдавало лишь около 65% участников исследования – в основном те, кто намеревался поступать в вузы.

Однако наиболее впечатляют цифры, касающиеся классового неравенства. 84% детей из семей, в которых оба родителя имеют высшее образование, тоже поступают в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких лишь 32%. Выпускники гимназий и лицеев в 2 раза чаще оказываются в вузах, чем выпускники обычных школ. В целом наименьшие шансы поступить в вуз у юношей из семей с низким уровнем образования и дохода из небольших городов и сельской местности. Впоследствии они будут наименее конкурентоспособны на рынке труда.

Откуда проистекает миф о всеобщем высшем образовании? По нашему мнению, у него несколько источников. Во-первых, при статистических подсчетах часто игнорируют 40% учеников школ, в основном мальчиков, ушедших в техникумы и училища после 9-го класса. Они в большинстве своем не сдают ЕГЭ и исчезают из поля зрения экспертов.

Во-вторых, этот миф связан с социальным опытом и интуицией людей, публично рассуждающих об образовании. Они часто ориентируются на свой социальный круг – людей образованных, живущих в больших городах, дети которых учатся в престижных школах. В их среде действительно почти все поступают в университеты, и этот повседневный факт не ставится под сомнение. Анализ статистических данных позволяет нам избавиться от социальной близорукости и увидеть Россию за пределами крупных городов – страну со средним уровнем образования, типичным для Восточной Европы.

Авторы – преподаватель факультета социологии Университета Эксетера (Великобритания); директор центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ; ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ