Мнения / Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 4437 от 26.10.2017 под заголовком: Компания недели: «Магнит»

«Магнит» в ожидании позитива

Как плохие показатели смотрятся на фоне игры «в долгую»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На прошлой неделе один из крупнейших российских ритейлеров – «Магнит» сообщил о неожиданном сокращении чистой прибыли вдвое и о заметном снижении рентабельности за III квартал. Рынок отреагировал резко: расписки «Магнита» на Лондонской фондовой бирже рухнули на 15%, акции на Московской бирже – на 9,5% и продолжали дешеветь в понедельник и вторник.

«Магнит» Сергея Галицкого – одна из основных российских голубых фишек, последние несколько лет это любимец инвесторов. История «русского Сэма Уолтона» (основатель Wal-Mart), без участия государства создавшего из маленькой краснодарской компании лидера в ритейле с оборотом более 1 трлн руб., была едва ли не единственной подобной историей успеха, в которую могли вложиться как российские, так и зарубежные инвесторы.

Стать лидером «Магниту» удалось, когда главный конкурент – X5 переживала частые смены руководства, отсутствие стратегии и отток клиентов. Росло и потребление в России. Но X5 удалось восстановить рост бизнеса, собрав команду, изменив внешний вид «Пятерочек» и их ассортимент. А потребители, хоть и столкнулись с сокращением дохода и девальвацией в 2014 г., стали придирчивее выбирать магазины и все чаще – не в пользу «Магнита».

Наверное, для ритейлера, привыкшего к логике «при снижении на 2 руб. цены банана мы продаем их на 100 т в день больше», было неожиданно, что дело не всегда только в цене. Экономящий покупатель редко выберет универсам, где просто дешевле базовый набор каких-то товаров. Часто выбор делается в пользу магазина, где можно выбрать субъективно более выгодное предложение – как по цене, так и по качеству. На этом и сыграла «Пятерочка».

Перестал ли «Магнит» быть историей успеха? Может показаться, что сейчас «Магнит» в той же ситуации, что и Х5 несколько лет назад. Продажи в «зрелых», проработавших больше года магазинах продолжают сокращаться: магазины у дома, которые приносят основной доход, потеряли 3% покупок, гипермаркеты – почти десятую часть. Ритейлер взялся улучшать внешний вид магазинов, чтобы остановить перетягивание клиентов «Пятерочкой». Итог пока не ясен.

Но в отличие от Х5 образца 2012–2014 гг. у «Магнита» есть стабильная команда менеджмента, а слабые финансовые результаты – следствие обновления магазинов, трат на будущий рост сети и производство.

Топ-менеджмент объяснял: в середине лета – начале осени было закрыто на обновление рекордно много «Магнитов» у дома, позитивный эффект будет заметен только в следующем году. Многомиллиардные траты на собственное производство должны поддержать рентабельность в будущем. Если планы «Магнита» сбудутся, через несколько лет он будет производителем огурцов, помидоров, капусты, моркови, лука, грибов, выпечки, кондитерских изделий, полуфабрикатов, мороженого, детского питания, соков, бытовой химии и косметики, плавленых сыров и масла, кормов для животных и др. – с крупнейшей в стране сетью сбыта.

Но речь идет о перспективе до 2020 г., а примеров успешной вертикальной интеграции таких масштабов в России нет. Похоже, «Магниту», ставшему историей «русского Сэма Уолтона», предстоит взять новую высоту – повторить успех Kroger, ритейлера № 3 в мире, у которого 38 заводов для производства собственных продуктов.

Читать ещё
Preloader more