Что россияне хотят поменять в Конституции

Желание сильной руки возвращается одновременно с жалобами на нарушение прав

Россияне слабо знают Конституцию, что не мешает им в последние годы чаще сетовать на нарушение ее норм. На этом фоне граждане не только ищут защиты у первых лиц государства (что даже логично – в конце концов, именно президент в России служит гарантом прав и свобод), но и в принципе все больше хотят переложить исправление ситуации на сильную руку. Это простое решение сложной проблемы: расширение пространства власти главы государства только усилит и без того значительный дисбаланс полномочий в пользу президента и ослабит возможности других ветвей власти и общества влиять на ключевые решения.

Накануне дня Конституции социологи выясняли знания наших сограждан о ней и их мнения о ее соблюдении. По данным «Левада-центра», доля помнящих, что 12 декабря отмечается принятие Конституции образца 1993 г., в 2014–2017 гг. снизилась с 75 до 66%, а тех, кто этого не помнит, выросла с 24 до 32%. Уровень знания положений Основного закона за это время мало изменился – он был и остался низким. Доля никогда не бравших в руки Конституцию или читавших ее, но не помнящих ее содержания в 2014 г. составляла 65%, в 2017 г. – 64%. Число плохо ли, хорошо ли, но все-таки знакомых с ее положениями также стабильно: первых было 24% в 2014 г. и 25% в 2017 г., вторых – 12 и 11% соответственно.

Неудивительно, что, не зная буквы Конституции и не понимая ее духа, все больше граждан считают, что Основной закон пора поправить. По данным ВЦИОМа, в 2012–2017 гг. доля таких россиян выросла с 45 до 52%, а доля считающих, что менять ничего не нужно, снизилась с 43 до 38%. При этом необходимые, по мнению респондентов, поправки – это, по сути, предложения расширить статью 7 Конституции о России как социальном государстве: самая большая группа среди опрошенных ВЦИОМом (10%) считает необходимым внести в Основной закон статью о минимальном размере оплаты труда, пенсии и сроках их выплат, по 5% – о бесплатном доступном здравоохранении и образовании.

Несмотря на слабое знакомство с нормами Конституции, россияне стали чаще говорить об их нарушении. В ноябре 2014 г., по данным «Левада-центра», 48% респондентов считали, что власти страны полностью или в основном выполняют Основной закон, 43% – лишь отчасти или не соблюдают вовсе. В ноябре 2017 г. 54% полагали, что Конституция соблюдается властями отчасти или не соблюдается вовсе, 33% – что выполняется полностью или в основном. Мнение большинства о невыполнении конституционных гарантий отражает общее ухудшение социального настроения и падения уровня жизни, отмечает Денис Волков из «Левада-центра». Сказалось также ослабление эффекта послекрымской эйфории.

На этом фоне социологи фиксируют рост сторонников сильной руки – по сути, усиления крена и без того уже суперпрезидентской модели: это эффект смешения силы и жесткости управления с его эффективностью. Обыватели привычно верят, что сильная рука наведет порядок во власти – на ее вершине и на местах, накажет нерадивых чиновников, установит более справедливое распределение ресурсов и никак не коснется «простых людей», поясняет Волков. Пожилые люди, большая часть жизни которых прошла при советской власти, и молодежь, выросшая при Владимире Путине, привыкли к персоналистскому режиму, при котором власть сосредоточена в руках первого лица, они не знают иного государственного устройства и не хотят менять нынешнего положения дел.

Социолог Волков и политолог Андрей Колесников в работе «Мы ждем перемен. Есть ли в России массовый спрос на изменения?», опубликованной Московским центром Карнеги, отмечают, что даже среди столичного среднего класса, ориентированного на изменения и модернизацию, сильны убеждения, что никто, кроме нынешнего президента, не может провести реформы. Большинство же обывателей, особенно в глубинке, опасаются модернизации и приветствуют прямо противоположные перемены – архаизацию общественной и политической жизни, возвращение к советским или даже дореволюционным традициям, где управление было сосредоточено в руках первого лица, будь то монарх или генсек, а институты и законы, в том числе Конституция, имели имитационную, сугубо декоративную роль.