Как все ужесточить и напомнить о себе

СКР снова предлагает свои услуги на рынке запретов и ограничений

Предложение председателя Следственного комитета (СКР) Александра Бастрыкина расширить возможности внесудебного признания материалов экстремистскими и «определиться с пределами цензурирования» СМИ и интернета отражает его желание перед выборами напомнить руководству страны о своей готовности и дальше закручивать гайки. Это скорее попытка СКР заполучить новый ресурс репрессивного правоприменения, чем ликвидация правовых лакун: действующее законодательство в этой сфере и так обширно.

Интервью, в котором председатель СКР упоминает прямо запрещенную Конституцией цензуру, или «цензурирование», которая, как следует из слов Бастрыкина, де-факто существует, но нуждается в настройке, вышло в официальной «Российской газете» сразу после профессионального праздника СМИ – Дня российской печати. Своеобразное праздничное поздравление недолюбливаемой Бастрыкиным прессы соседствует с другим репрессивным по сути предложением – создать внесудебный механизм признания информационных материалов экстремистскими (ресурсы, которые их тиражируют, должны блокироваться) для ускорения процесса, а если внесудебное решение авторов материалов не устраивает, то его дежурно предлагается оспорить в суде. И то и другое, по версии Бастрыкина, – это рецепты по борьбе с экстремизмом и «попытками дестабилизировать обстановку в стране».

Предложения что-нибудь ограничить, ужесточить или прямо запретить, желательно в упрощенном и внесудебном порядке, – классические для силовиков идеи повышения эффективности своей работы, иногда сугубо пиаровские. А конкретно упрощение механизма признания материалов экстремистскими, похоже, одна из любимых тем Бастрыкина: примерно такие же предложения он в 2017 г. выдвигал как минимум дважды. Согласно действующему сейчас порядку решение о признании материалов экстремистскими выносит только суд на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу. В процессе блокировки ресурсов, которые распространяют признанные экстремистскими материалы, участвуют Генпрокуратура, Роскомнадзор, оператор связи, провайдер хостинга – СКР в цепочке не задействован.

При этом Генпрокуратура о целесообразности введения внесудебного порядка не ходатайствует. Как следует из 360-страничной книги начальника главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолия Паламарчука «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сети интернет» (вышла в конце августа 2017 г.), ведомство с февраля 2014 г. направило 300 требований об ограничении доступа в сети, экстремистская информация удалена с 14 000 сайтов, заблокировано свыше 1600 интернет-ресурсов.

Судебный порядок признания материалов экстремистскими при всех его недостатках более сбалансирован и отработан, отмечает руководитель центра «Сова» Александр Верховский (так, к вечеру 15 января суды, по данным Минюста, вынесли 4345 соответствующих решений). При этом в 2016 г. право направления в суды соответствующих исков было ограничено: теперь это могут делать только региональные прокуроры и их заместители, в итоге число таких заявлений снизилось, отмечает Верховский. Возможно, Бастрыкин сигнализирует о недостаточной хватке «смежников».

Беспокойство СКР вряд ли обоснованно, полагает юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян. Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» об ограничении (в том числе досудебном) доступа к сайтам с запрещенной информацией, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, действуют с февраля 2014 г. – и этого более чем достаточно, считает Дарбинян. Зато стоит уточнить основания для признания материалов экстремистскими, чтобы не было трагикомических ситуаций, когда экстремистским был признан демотиватор.

Предложения Бастрыкина, ужесточающие, или отчасти дублирующие уже действующее законодательство, или даже противоречащие ему, демонстрируют его желание расширить круг полномочий ведомства, сконцентрировать борьбу с экстремизмом в руках СКР и получить новые ресурсы, полагает политолог Николай Петров. Он пытается обратить на себя внимание накануне выборов, напомнить о ведомстве, готовом продолжать закручивать гайки. Не исключено, что председатель СКР таким образом пытается отвлечь общество от завершающегося процесса над высокопоставленными сотрудниками ведомства, исход которого может ослабить его аппаратные позиции, говорит Петров.