Как перевести оборонку на гражданку

Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков о сложностях конверсии менталитета менеджеров ОПК

Сегодня главный показатель работы российских оборонных предприятий – безусловное выполнение взятых ими обязательств по гособоронзаказу: менеджмент в ОПК нацелен в первую очередь на реализацию поставленных задач в рамках системы управления, которую можно сравнить с госпланом. Но для рыночной модели развития (а уже к 2030 г. доля гражданской продукции в общем выпуске ОПК должна вырасти с нынешних 17% до 50%) этого явно недостаточно.

Почему диверсификация ОПК так важна? Сегодня предприятия ОПК почти полностью (на 83%) зависят от одного заказчика – государства. Действующая программа перевооружения Российской армии завершится уже в 2020 г. Кратное сокращение заказов приведет к потере выручки и необходимости сократить половину сотрудников, потому что содержать неработающий современный завод – непозволительная роскошь. Это означает, что большинство предприятий ОПК столкнутся с проблемой поиска альтернативных источников выручки. При этом российские оборонные заводы – одни из самых высокотехнологичных в стране, за прошедшие годы в переоборудование предприятий были сделаны значительные инвестиции. Чтобы не допустить простоя мощностей с дорогостоящим оборудованием, необходимо уже сейчас иметь понимание, что они будут выпускать после 2020 г.

Такая работа уже ведется. Оборонные предприятия, наращивая свои позиции в международных рейтингах ведущих мировых производителей вооружения и военных услуг, одновременно создают отдельные департаменты гражданской продукции, разрабатывают медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ, системы управления воздушным движением – т. е. конфликта между оборонкой и гражданкой нет и не должно быть.

Тем не менее нам нужно в кратчайшие сроки изменить подход предприятий ОПК, привыкших к разработкам по приказу, а это нетривиальная задача. Если сделанная по оборонному заказу «ракета» должна долететь куда надо и при этом расходы на ее создание не должны выйти за рамки бюджета, то «гражданская ракета» должна и долететь, и при этом стоить меньше или примерно столько же, сколько у конкурентов. Это означает, что инженер должен обладать соответствующими знаниями в экономике, маркетинге, продажах. Исторически работающие по приказу предприятия не понимают, как работать в рынке, – им нужна помощь с поиском ниш, выстраиванием рыночных связей, эффективной работой с потенциальными поставщиками. Необходимо не только менеджмент оборонных предприятий обучать правилам рынка, но и частных инвесторов знакомить с особенностями оборонных предприятий, чтобы они заранее понимали возможности, которые существуют в этом секторе, а также сложности, с которыми им придется столкнуться.

Но главная задача для успешной диверсификации – изменение культуры и менталитета работающих в отрасли людей, и это самый сложный вызов. Сейчас менеджмент оборонных предприятий не имеет права на ошибку, потому что речь идет о национальной безопасности. Но рынок требует прямо противоположного подхода – пробовать, ошибаться, снова пробовать, пока не получится.

Чтобы поменять корпоративную культуру, для начала необходимо изменить систему стимулов через введение ключевых показателей эффективности для менеджмента, которые включали бы в себя не только наказание за невыполнение госзаказа, но и бонусы за то, что предприятие выпускает гражданскую продукцию и встраивается в рынок. Другой важнейший элемент успеха изменения бизнес-культуры оборонной отрасли – привлечение частного инвестора. При этом, конечно, любые процессы приватизации должны быть тщательно подготовлены и проанализированы, чтобы не повторить ошибок прошлого и не допустить потери созданных в отечественном ОПК заделов и технологий.

Выпуск оборонными предприятиями военной и гражданской продукции в соотношении 50/50 – это не просто красивые цифры, а именно та конфигурация, которая обеспечит наиболее стабильное и экономически устойчивое функционирование предприятия. При должных изменениях в корпоративной культуре, активной работе с частными инвесторами и развитии производственного аутсорсинга эти показатели вполне достижимы.

Автор — заместитель министра промышленности и торговли России