Facebook пора объясниться

На крупнейшую соцсеть давят пользователи и инвесторы

Крупнейшей социальной сети мира Facebook последнее время часто приходится оправдываться. Осенью 2017 г. на слушаниях в американском сенате представители Facebook признали, что 126 млн американцев (около трети населения страны) оказались в период президентских выборов 2016 г. подвержены влиянию российских троллей. 17 марта 2018 г. газеты The Guardian и The New York Times и телеканал Channel 4 фактически обвинили Facebook в утечке данных 50 млн пользователей: специализирующаяся на политическом консалтинге компания Cambridge Analytica получила их с помощью теста в Facebook, а затем использовала в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа. Более того, бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Вайли 27 марта заявил на слушаниях в британском парламенте, что таким же образом компания использовала данные пользователей и во время подготовки к референдуму по Brexit.

Основатель Facebook Марк Цукерберг только 21 марта написал большой пост, посвященный скандалу. И сразу же подвергся массированной критике: руководитель компании, которая владеет едва ли не самыми полными данными о трети населения мира (аудитория Facebook на конец IV квартала 2017 г. составляла 2,1 млрд, а население мира – 7,6 млрд), не имеет права прятаться за постом в социальной сети. Была и попытка извиниться перед британскими пользователями. 25 марта Facebook выкупила рекламные полосы пяти национальных газет, включая The Guardian, опубликовавшую изначальное расследование. В этом же номере The Guardian напечатала ответную карикатуру с дизлайком, упавшим на Цукерберга.

Следом в США началась кампания #deleteFacebook – пользователи удаляют аккаунты в соцсети, чтобы защитить свои данные. К бойкоту присоединились известные предприниматели Кремниевой долины, включая Илона Маска и одного из сооснователей мессенджера WhatsApp (его Facebook купила в 2014 г. за $19 млрд) Брайана Эктона, который покинул компанию в 2017 г. «Время пришло», – написал Эктон в Twitter с хэштегом #deleteFacebook. А ведь пользователи – главное, на чем зарабатывает Facebook: на рекламные доходы в 2017 г. пришлось 98% из $40,7 млрд выручки компании.

С начала скандала – т. е. c 16 марта – Facebook Inc. подешевела на $95 млрд до $442,2 млрд. Против соцсети уже поданы первые иски – от инвесторов, которые обвиняют руководство в падении стоимости акций, и от пользователей, не согласных с политикой использования данных.

Сам Цукерберг в первом с начала скандала интервью (его взяла CNN) заявил, что, вероятно, не стоит отказываться от регулирования таких компаний, как Facebook, – вопрос в том, как именно регулировать новые технологии. Буквально во вторник он согласился дать показания по утечке данных на слушаниях в конгрессе. Учитывая политическую подоплеку скандала и повышенное внимание со стороны медиа, слушания способны радикально изменить отношение рядовых американцев к технологиям, считает CNN.

Сложно сказать, станет ли этот инцидент отправной точкой для регулирования пользовательских данных в мировом интернете во всем мире или же придется ждать нового скандала. Но пользователи уже могут и не оглядываться на регуляторов, поскольку им наглядно продемонстрировали причинно-следственную связь между прохождением очередного безобидного теста в соцсети и инструментами политической борьбы. Им предстоит сделать непростой выбор: сохранить конфиденциальность своих данных или узнать, какая ты из принцесс Диснея, и заодно позволить кому-то повлиять с помощью полученной таким образом информации на результаты выборов.