Олигархи для Кремля и для всех остальных

Как изменились представления россиян об олигархах

Россияне и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, похоже, имеют дело с разными действительностями – или же совсем по-разному трактуют то, что видят. Спустя несколько дней после заявления представителя президента, что время олигархов в России «давно прошло» и сейчас их вовсе нет, 94% опрошенных государственным ВЦИОМом жителей страны заявили, что, по их мнению, олигархи в России все-таки есть.

Вероятно, одна из причин радикального отличия во взглядах в понимании термина «олигарх». Сегодня в представлении большинства обывателей статус олигарха связан в первую очередь с размером богатства, это практически синоним миллионера и миллиардера, и в куда меньшей степени – с близостью к власти и большим политическим на нее влиянием. Такое понимание термина было характерно для второй половины 1990-х – первой половины 2000-х, его же, вероятно, и сейчас придерживается Песков. Тогда и известность, и антирейтинг тех, кого россияне считали олигархами, были тесно связаны с их близостью к власти и активностью в политике, часто непубличной. Сейчас к классическому определению олигарха как представителя узкого круга влиятельных и богатых людей склоняется лишь каждый седьмой. В конце 2010-х сугубо отрицательная коннотация в значительной степени размылась, считает гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: теперь это элемент не политического, а, скорее, бизнес-ландшафта.

Впрочем, судя по фамилиям тех, кого респонденты ВЦИОМа чаще всего называли олигархами, ассоциативная связь их с 1990-ми все еще крепка. Олигархами россияне считают Романа Абрамовича, Олега Дерипаску, Михаила Прохорова, Владимира Потанина, Анатолия Чубайса, помнят и умершего в 2013 г. Бориса Березовского. Но, что любопытно, в списке есть и выступивший вчера в суде над экс-министром Алексеем Улюкаевым глава «Роснефти» Игорь Сечин. При этом 44% считают, что деятельность олигархов наносит России больше вреда, 36% – поровну вреда и пользы и лишь 9% считают их полезными для страны.

Политическое влияние олигархов сегодня отошло на второй план, согласен Денис Волков из «Левада-центра». Тем не менее в понимании большинства россиян оно остается достаточно значительным. «Левада-центр» регулярно просит россиян оценить влияние политических и государственных институтов, а также общественных групп на положение в стране по пятибалльной шкале, где 1 означает «практически никакое», а 5 – «очень высокое». В этом рейтинге уровень влияния олигархов в 2001–2017 гг. был стабилен и колебался от 3,63 в январе 2011 г. до 3,84 в январе 2013 г., в 2017 г. он составил 3,73 – почти как в 2001 г., когда он составлял 3,79. Это ниже, чем у президента (4,65), его администрации (4,01) и ФСБ (4,1), но сопоставимо с правительством (3,8) и выше, чем у прокуратуры (3,64) и суда (3,47).