Новая сословная Россия

Продолжающийся процесс обособления бюрократии противоречит декларациям первых лиц о модернизации

Унаследованное Россией от СССР сословное общество, в котором высшие сословия могут рассчитывать на дополнительные привилегии, продолжает развиваться и усложняться. Обособление отдельных каст внутри правящего класса и его отделение от остального населения приближают – и возвращают – Россию к феодальным и советским порядкам.

В четверг Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации», который позволит департаменту организовать отдельное санаторно-курортное обслуживание судей и членов их семей. В пояснительной записке, подготовленной Верховным судом, отмечалось, что судейский корпус по закону «О статусе судей» имеет право на санаторно-курортное обслуживание, но «судебная система является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной санаторно-курортной базы».

Вряд ли что-то и раньше препятствовало судьям и их близким пользоваться услугами других санаториев. Но здесь вопрос ставится иначе: чем люди в мантиях хуже полицейских, прокуроров, чиновников, имеющих свои курорты, поясняет политолог Андрей Рябов. Их появление уравнивает судей с силовиками и окончательно встраивает в правоохранительную систему, считает эксперт.

Привилегия дополняется возможностью извлекать из нее доход. «Содержание санаторно-курортных имущественных комплексов также будет осуществляться за счет приносящей доход деятельности соответствующего учреждения», – указано в пояснительной записке.

Создание курортов для избранных – отличительный признак советского государства. Владимир Ленин писал в мае 1922 г.: «Не пора ли основать 1–2 образцовых санатория не ближе 600 верст от Москвы... Образцовыми признать лишь те, где доказана возможность иметь врачей и администрацию пунктуально строгие, а не обычных советских растяп и разгильдяев».

Санатории не единственное проявление стремления отдельных групп элиты обособиться. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил президенту Владимиру Путину учредить звание «заслуженный чиновник», написал в четверг РБК. Но мысль не нова: с предложением установить профессиональный праздник – день госслужащего – выступал в 2013 г. тогдашний губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

Подобные законы и идеи отражают продолжение процесса создания сословного общества и его высшего класса, в котором сочетаются советские и феодальные признаки, отмечает Рябов. Группы правящего класса и ведомственной номенклатуры стремятся продемонстрировать и закрепить свой особый статус. Признание экс-директором ФСБ Николая Патрушева чекистов «новыми дворянами», высокие зарплаты и пенсии для госслужащих и депутатов призваны отделить их от основной массы населения, но и внутри элиты идет борьба за привилегии или их уравнение с другими группами. Обособление бюрократии и ее отдельных групп противоречит призывам первых лиц к модернизации, зато служит гарантией ее лояльности.