Будильник для институтов

Может ли приход активного руководителя разбудить «спящие» институты

Приход активного и амбициозного человека в руководство пассивного, анемичного органа может оказаться действенным вариантом пробуждения спящего института сверху, особенно в ситуации, когда вывести его из летаргии под давлением запроса снизу не представляется возможным.

О планах не только активно использовать уже имеющиеся у Счетной палаты полномочия, но и расширить ее функционал рассказал в интервью «Коммерсанту» новый глава контрольного органа Алексей Кудрин. Он более 10 лет работал со Счетной палатой как министр финансов, но тогда, по его словам, «и не задумывался» о том, как значительны ее возможности как «независимого органа власти, который должен независимо оценивать работу бюджетной системы, правительства, исполнение основных стратегических целей государства и госпрограмм». Теперь Кудрин хочет активно использовать «экспертный и аналитический потенциал» палаты, создать «еще одну площадку независимого и аналитически обоснованного взгляда» на развитие страны. По словам Кудрина, он видит четыре перспективных направления будущей работы: консалтинг правительства относительно видения развития страны, трендов, рисков, оценка конкретных программ и решений, продвижение всех типов открытых данных, а также антикоррупционная деятельность. Особо Счетная палата намерена контролировать расходы и эффективность выполнения программ майского указа Путина к 2024 г. и предоставлять отчеты «ежемесячно, ежеквартально, ежегодно». На фоне политической анемии слова Кудрина звучат непривычно – это довольно громкая заявка даже с учетом того, что Счетная палата начала активизироваться еще при предшественнике Кудрина Татьяне Голиковой.

Слова не новые: даже Сергей Степашин, возглавлявший Счетную палату в середине 2000-х, выступал за то, чтобы она занималась не просто проверкой госрасходов, но и их аудитом на стадии планирования, напоминает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. Но тогда идея заглохла – в ситуации роста экономики, высоких доходов государства, единства бюрократического аппарата потребности в полноценной Счетной палате, видимо, не было. Государственные институты закукливались, становясь все более декоративными.

Сейчас, когда доходы снижаются, а борьба кланов нарастает, институты оживают, отмечает политолог Екатерина Шульман: речь о Госдуме, а следом за ней и о Совете Федерации, которые стараются увеличить свой вес в системе, но контекст здесь играет более важную роль, чем персоналии.

Спящими в политическом смысле можно назвать не только Счетную палату и парламент, но и большинство региональных заксобраний, говорит Кудюкин, даже и правительство сейчас технический орган: решения принимаются в Кремле. У нас работают исключительно бюрократические, коррупционные и неформальные институты, отмечает эксперт. Отсутствие публичной политики в стране делает всю систему управления крайне неэффективной, политические институты заработают, когда вернется политика, заключает Кудюкин. Это главный реанимационный прием, да и Кудриных на всех спящих не хватит.-