Как поправить Конституцию точечно, но основательно

Валерий Зорькин, предостерегая от «дестабилизирующих» изменений основного закона, идет на этот раз против течения общественной мысли

Валерий Зорькин не только руководит Конституционным судом (КС), но и регулярно выступает с концептуальными статьями и речами по различным аспектам вверенного ему конституционного права. Особая ценность этих выступлений заключается в том, что в них Зорькин нередко предвосхищает будущие решения своего суда по крайне важным вопросам.

Например, в 2005 г. он заявил, что трактовка Конституции может меняться в зависимости от исторических и политических обстоятельств, – и именно этим аргументом затем воспользовался КС, чтобы объяснить, почему утверждение губернаторов региональными парламентами, противоречившее Конституции в 1996 г., вдруг стало совершенно законным. А в мае 2015 г. Зорькин рассказал, в каких случаях Россия может не исполнять решения международных судов, – и всего через два месяца аналогичное постановление принял и КС.

Поэтому новость о том, что Зорькин написал для «Российской газеты» статью о возможном изменении Конституции, вызвала немалый ажиотаж. Масла в огонь подлила и сама редакция, опубликовавшая фрагмент, в котором председатель КС действительно рассуждает о недостатках Основного закона и о возможности их исправления «путем точечных изменений». Эксперты тут же заговорили о неминуемой конституционной реформе, а некоторые Telegram-каналы даже пообещали, что президент инициирует ее в канун 25-летия Конституции (оно отмечается 12 декабря) и проведет через парламент еще до нового года.

Однако назревавшая сенсация развеялась всего через пару часов, когда газета опубликовала полный текст статьи. Ее главный посыл содержался уже в подзаголовке: «Валерий Зорькин – о тревожных призывах к кардинальным конституционным реформам». А в самом материале председатель КС резко раскритиковал тех, кто думает, что «путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении». Эти представления он назвал «не просто поверхностными и недальновидными, но и опасными», а также чреватыми «резкой социально-политической дестабилизацией».

Тем самым Зорькин, по сути, героически пошел против течения общественной мысли. Потому что в чиновничьих и экспертных кругах рассуждения о неизбежной конституционной реформе уже стали общим местом. Оно и понятно: 2024 год не за горами, а вопрос о том, как же Владимир Путин после этого исхитрится сохранить власть, до сих пор остается без ответа (версия, что он просто уйдет на пенсию, почему-то не рассматривается). Самая популярная на сегодня идея – превращение Госсовета (состоящий из губернаторов консультативный орган при президенте) в «новое политбюро» во главе с Путиным. То есть президент после 2024 г. будет другой (хотя, конечно, одобренный Путиным), парламент, возможно, тоже (например, без привычного большинства у «Единой России»), но управлять страной они будут под отеческим присмотром мудрого председателя Госсовета.

Проблема, однако, в том, что эта идея, как и большинство других (от резкого сокращения числа субъектов Федерации до фактического перехода к парламентской республике), плохо вписывается в концепцию «точечных изменений» Конституции. С другой стороны, 75-летний Зорькин тоже не вечен, и ближе к часу Х у него вполне может появиться более молодой и, как сейчас модно, «технократический» сменщик (кстати, полномочия председателя КС истекают за три месяца до окончания четвертого срока Путина). И он легко может найти в Конституции гораздо больше существенных изъянов, требующих немедленного и кардинального исправления.-