Как поправить Конституцию точечно, но основательно
Валерий Зорькин, предостерегая от «дестабилизирующих» изменений основного закона, идет на этот раз против течения общественной мыслиВалерий Зорькин не только руководит Конституционным судом (КС), но и регулярно выступает с концептуальными статьями и речами по различным аспектам вверенного ему конституционного права. Особая ценность этих выступлений заключается в том, что в них Зорькин нередко предвосхищает будущие решения своего суда по крайне важным вопросам.
Например, в 2005 г. он заявил, что трактовка Конституции может меняться в зависимости от исторических и политических обстоятельств, – и именно этим аргументом затем воспользовался КС, чтобы объяснить, почему утверждение губернаторов региональными парламентами, противоречившее Конституции в 1996 г., вдруг стало совершенно законным. А в мае 2015 г. Зорькин рассказал, в каких случаях Россия может не исполнять решения международных судов, – и всего через два месяца аналогичное постановление принял и КС.
Поэтому новость о том, что Зорькин написал для «Российской газеты» статью о возможном изменении Конституции, вызвала немалый ажиотаж. Масла в огонь подлила и сама редакция, опубликовавшая фрагмент, в котором председатель КС действительно рассуждает о недостатках Основного закона и о возможности их исправления «путем точечных изменений». Эксперты тут же заговорили о неминуемой конституционной реформе, а некоторые Telegram-каналы даже пообещали, что президент инициирует ее в канун 25-летия Конституции (оно отмечается 12 декабря) и проведет через парламент еще до нового года.
Однако назревавшая сенсация развеялась всего через пару часов, когда газета опубликовала полный текст статьи. Ее главный посыл содержался уже в подзаголовке: «Валерий Зорькин – о тревожных призывах к кардинальным конституционным реформам». А в самом материале председатель КС резко раскритиковал тех, кто думает, что «путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении». Эти представления он назвал «не просто поверхностными и недальновидными, но и опасными», а также чреватыми «резкой социально-политической дестабилизацией».
Тем самым Зорькин, по сути, героически пошел против течения общественной мысли. Потому что в чиновничьих и экспертных кругах рассуждения о неизбежной конституционной реформе уже стали общим местом. Оно и понятно: 2024 год не за горами, а вопрос о том, как же Владимир Путин после этого исхитрится сохранить власть, до сих пор остается без ответа (версия, что он просто уйдет на пенсию, почему-то не рассматривается). Самая популярная на сегодня идея – превращение Госсовета (состоящий из губернаторов консультативный орган при президенте) в «новое политбюро» во главе с Путиным. То есть президент после 2024 г. будет другой (хотя, конечно, одобренный Путиным), парламент, возможно, тоже (например, без привычного большинства у «Единой России»), но управлять страной они будут под отеческим присмотром мудрого председателя Госсовета.
Проблема, однако, в том, что эта идея, как и большинство других (от резкого сокращения числа субъектов Федерации до фактического перехода к парламентской республике), плохо вписывается в концепцию «точечных изменений» Конституции. С другой стороны, 75-летний Зорькин тоже не вечен, и ближе к часу Х у него вполне может появиться более молодой и, как сейчас модно, «технократический» сменщик (кстати, полномочия председателя КС истекают за три месяца до окончания четвертого срока Путина). И он легко может найти в Конституции гораздо больше существенных изъянов, требующих немедленного и кардинального исправления.-