Чем налоговая система отличается от рояля

И то и то можно настраивать бесконечно, но налоговая система от бесконечных изменений только расстроится

Чиновники всерьез взялись за изменение налогов. Не успев пообещать ограничиться повышением НДС и налоговым маневром в нефтяной отрасли (плюс еще некоторый тюнинг), они вовсю принялись обсуждать настройку налоговой системы. Запустил дискуссию помощник президента Андрей Белоусов, предложивший добрать с металлургических, горнодобывающих и химических компаний налоги с полученных ими, как он считает, сверхдоходов. Правительство идею вроде отвергло, но тоже предложило бизнесу делиться: финансировать госпроекты не через бюджет, а сразу мимо кассы и напрямую. Впрочем, как оказалось, отвергло не до конца и ненадолго.

До 30 ноября министерства должны представить в правительство методику оценки фискальной нагрузки на промышленные предприятия в зависимости от доли добавленной стоимости в их продукции. Такое поручение дал вице-премьер Дмитрий Козак, говорится в протоколе, с которым ознакомились «Ведомости» (см. статью на стр. 05). А к 1 марта 2019 г. на основе этой методики чиновники должны сопоставить нагрузку на добывающие и другие отрасли промышленности.

Надо сказать, что методику поручено подготовить довольно подробную – оценить нагрузку не только по налогам, но и по другим обязательным платежам, в том числе по тарифам естественных монополий. Например, при невысоком НДПИ угольщики несут большие транспортные расходы. Тем не менее из условий задачи уже следует и ответ, кто находится под прицелом: горнодобывающие компании. Кого они должны благодарить, тоже очевидно: тех, чьи налоговые условия правительство кинулось смягчать, едва определив их, – нефтяников, ну или некоторых наиболее влиятельных из них. Решение об анализе налоговой нагрузки было принято на совещании Козака именно с нефтяниками. Что совсем неудивительно: как писал живший в XVII в. экономист Уильям Петти, больше всего людей сердит, что они платят налогов больше, чем соседи.

Возможно, налоговая система действительно настроена не оптимально и ее можно сделать более сбалансированной. Можно искать сверхдоходы, менять механизмы, усложнять формулы, вводя в них все больше переменных и поправочных коэффициентов, делать их про- и контрцикличными, стимулировать с помощью налогов одно и дестимулировать другое. Можно искать сверхдоходы, анализируя рентабельность активов (но уж точно не дивиденды). Налоговая система – не рояль, ее можно настраивать безостановочно, хоть в режиме онлайн, поскольку всегда найдется, что улучшить. Но от слишком частой настройки и бесконечных улучшений она только расстраивается, поскольку начинает разрушать налоговую базу – бизнес. Он будет всегда добиваться низких налогов, может работать и при высоких, но точно не может развиваться в условиях налоговой волатильности – укачает от одних только разговоров об изменении налоговой нагрузки.

Однако избежать их в ближайшие годы бизнесу, да и населению не удастся. Прошлую шестилетку Владимир Путин худо-бедно пусть и не полностью, но все же исполнял свое обещание не повышать налоги. В этот его срок бизнесу явно придется еще не раз делиться – с бюджетом, с госкомпаниями, с мегапроектами. Уж больно много президент раздал обещаний в своем майском указе. А сегодняшние политические обещания – это, как хорошо известно, завтрашние налоги. Собственно, вся госполитика в следующие шесть лет стала заложницей этих его обещаний: коль скоро в указе определены цели – плохо и наспех проработанные, – то весь ресурс должен быть направлен на их достижение: бюрократическая машина не может свернуть с намеченного курса, пусть даже идет на рифы. Самое ужасное и глупое поручение лучше выполнить, чем не выполнить. И хотя чиновники почти в один голос критикуют нацпроекты, они вынуждены признать, что могут лишь немного перенастроить их, но не переписать. Благо всегда найдется, кому оплатить их ошибки и провалы. Как гласит американская поговорка: работай усердно, плати налоги – тысячи чиновников рассчитывают на тебя.