Стоит ли президентам встречаться в разгар кризиса

Полноформатная встреча Путина и Трампа откладывается для охлаждения ожиданий

Изменение формата переговоров Владимира Путина с Дональдом Трампом в Париже и перенос «нормальной двусторонней встречи», как ее анонсировала инициировавшая переговоры Москва, на более поздний срок выгодны обеим сторонам: переговоры скорее всего не оправдали бы ожиданий.

Формат встречи начал меняться вскоре после объявления о ней в конце октября во время визита в Москву помощника Трампа по нацбезопасности Джона Болтона: Путин предложил назначить ее на 11 ноября, Болтон предложение принял. Через несколько дней Трамп назвал встречу лишь «вероятной», потом Болтон сообщил, что если она состоится, то будет «краткой». Наконец, 5 ноября Трамп заявил, что встречи в Париже скорее всего не будет вовсе и что с Путиным он, по всей видимости, встретится уже в конце ноября в Аргентине на саммите G20. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, полноценных переговоров не будет из-за обилия официальных мероприятий в честь 100-летия окончания Первой мировой войны, но два лидера встретятся «на ногах». По версии источников «Коммерсанта», формат встречи изменился из-за амбиций французского президента Эмманюэля Макрона, опасавшегося, что саммит Путина и Трампа заслонит торжества по случаю окончания Первой мировой войны и фигуру самого Макрона как их устроителя.

Что изменилось за последние недели? Самыми грозными заявлениями Москва и Вашингтон успели обменяться еще до приезда Болтона в Москву: Путин заявил о готовности россиян умереть «мучениками» в ядерной войне, Трамп – о готовности США выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности. На этом обмен резкими выпадами, перемежающимися, впрочем, примирительными заявлениями, не закончился. Угрозы наращивать ядерный потенциал (Трамп) и обвинения США в подготовке войны (представитель МИДа Андрей Белоусов в ООН) чередовались со словами о поиске общих интересов (госсекретарь Майкл Помпео) и желании наладить конструктивный диалог (министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью El Pais).

Такая заочная полемика едва ли оставляет пространство для достижения быстрых и значимых результатов на переговорах даже при наличии тем для обсуждения. Но, с другой стороны, именно резкость заявлений делает важным сам факт встречи – хотя бы как знак того, что стороны в принципе еще считают переговоры возможными.

Отмена полноценной встречи – не зловещий сигнал для мира, полагает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Москва и Вашингтон понимали, что поле для маневра невелико, сама встреча недостаточно подготовлена. Кроме того, подтверждение «большой» встречи могло ухудшить результаты республиканцев на промежуточных выборах в США 6 ноября. Обе стороны заинтересованы в охлаждении ожиданий, им выгодна версия, что она переносится по желанию Макрона. В символическом же смысле встречи «на ногах» и рукопожатия президентов будет достаточно, а оставшееся до саммита G20 время позволит экспертам и дипломатам подготовить содержательный диалог, говорит Кортунов.-