Как не превратить память о Победе в пошлость и дурновкусие

Нужны ли армейскому храму ступени из трофейного металла

Символическая и историческая политика Российского государства выходит на новый уровень, возвращаясь к образцам дореволюционной России и империй прошлого. Министр обороны Сергей Шойгу намерен запечатлеть в металле то, что не удалось в граните Дмитрию Медведеву.

На прошедшем в понедельник в подмосковной Кубинке заседании Общественного совета при Минобороны Шойгу заявил, что ступени строящегося в подмосковном парке «Патриот» главного храма Вооруженных сил отольют из переплавленной трофейной бронетехники, «чтобы каждый квадратный метр храма был символичным». С учетом того что в Кубинке находится Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, располагающий богатой коллекцией трофейных экспонатов, слова прозвучали немного зловеще. Но дело даже не в этом.

Использование захваченных у поверженного противника знамен, трофейного вооружения и его элементов для памятников, прославляющих триумф своего оружия и государства, – давняя традиция, ведущая начало с Древнего Рима. Можно вспомнить, например, ростральные колонны в Санкт-Петербурге или символизирующую победы Наполеона в Европе Вандомскую колонну в Париже. Она была отлита в 1810 г. из захваченных под Аустерлицем русских и австрийских пушек.

Эти монументы строились в память о недавних триумфах, символизируя заслуги действующих правителей и военачальников. Шойгу вряд ли можно назвать творцом Победы 9 мая 1945 г., вероятно он стремится подтвердить право называться ее наследником. Уважение к собственному прошлому, увековечение памяти о беспримерной стойкости и самопожертвовании советских бойцов заслуживает одобрения.

Но выступление министра скорее подтверждает, что российская политическая элита, не достигнув успехов в повседневной деятельности, продолжает эксплуатировать тему Победы, обосновывая ею собственную легитимность, не всегда понимая грань, за которой обращение к прошлому превращается в формализм и пошлость.

Постоянное обращение к теме Победы порождает исторические реконструкции вроде взятия модели рейхстага в парке «Патриот» весной 2017 г. и формирует облегченно потребительское отношение к Победе. На наших глазах она становится праздником без слез на глазах, немало наших сограждан уверены, что могут повторить, не представляя тягот военного лихолетья. Победа и война, боевая техника и амуниция превращаются в обычный бренд, который можно тиражировать на одежде или продуктах питания. Но это тиражирование искажает историческую память и оскорбляет погибших и ныне живущих ветеранов.-