Статья опубликована в № 4728 от 09.01.2019 под заголовком: Вещь недели: томос об автокефалии Украинской церкви

Не та автокефалия

Предоставление Константинопольским патриархатом томоса Православной церкви Украины закрепляет политический проигрыш Москвы

Мистическое, таинственное значение автокефалии как таковой, не только украинской, мне не понятно – и кажется, находится вне поля зрения подавляющего большинства комментаторов того события, случившегося 6 января 2019 г. в Стамбуле: представителям Украины был вручен томос, документ об автокефалии Православной церкви Украины. Так что говорить я могу только о политической составляющей этого, видимо, важнейшего религиозного события.

Да, в этот день по новоюлианскому календарю прихожане Константинопольского патриархата празднуют Крещение Господне, и можно усмотреть тут символ; но день вручения томоса назначался как раз Константинопольским патриархатом, так что символизм, скорее, наведенный. Впрочем, радость от события он усилил – тем, кто радовался томосу. А радовались, например, украинские телеканалы и газеты – говорили о свободе от лжи, о свободе от московского гнета, даже о свободе веры!

Те же, кто не радовался, – а это, наоборот, российские телеканалы, а также религиозные и светские политические деятели, – говоря без обиняков, бранились, хотя по юлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь, 6 января – Рождественский сочельник, день строгого поста, т. е. день, когда следует быть особенно сдержанным и сосредоточиваться на собственных, внутренних неурядицах и грехах. Кстати сказать, и у Православной церкви Украины тоже был Рождественский сочельник.

Как мне показалось, и радость, и скепсис (назовем реакцию Русской православной церкви и российского официоза таким нейтральным словом) были продиктованы в основном административными соображениями. Украинская власть и лично президент Петр Порошенко получили церковную организацию, которая, видимо, должна быть благодарна за свое появление именно власти и лично президенту Порошенко – ну и отчасти еще патриарху Московскому Кириллу, непримиримая позиция которого стимулировала создание Православной церкви Украины. Патриарха Кирилла же поддерживали, и весьма энергично, российская власть и лично президент России Владимир Путин, так что и его заслуга тут есть. То есть стараниями тех самых людей, кто в России отвечает за духовные скрепы, эти самые скрепы изрядно-таки разогнулись; один народ, по стечению исторических обстоятельств разделенный на три государства, о чем так часто говорил президент Путин, получил две разные церкви!

Многие священники и благочестивые миряне осенью говорили, что лучшим выходом из безвыходного административно-церковного положения, создавшегося в отношениях России и Украины, было бы, если б автокефалию Украинской церкви Московского патриархата предоставил Синод Русской православной церкви – прежде Константинопольского; тогда, возможно, Москва как центр православия сохранила бы остатки влияния на Украине. Теперь же приходится констатировать, что в политическом отношении партия проиграна вчистую. Вряд ли приходы Московской патриархии – большинство – удержатся от присоединения к Православной церкви Украины; это вопрос и времени, и административного давления, которое уже ощущается.

Но за одно российская администрация, и церковная, и светская, наверное, все-таки поблагодарит Константинопольского патриарха: мне кажется, что бывшая чрезвычайно сложной в церковно-административном отношении ситуация с Крымом после подписания томоса, пусть и неформально, разрешится, причем без участия Православной церкви Украины.

Читать ещё
Preloader more