Переговоры на нервной почве

Взятый Токио темп подготовки к встрече Путина и Абэ по Курилам и мирному договору нервирует Москву

Подготовка к январской встрече Владимира Путина и японского премьера Синдзо Абэ, который рассчитывает на ускорение в 2019 г. процесса урегулирования территориального спора и подписания мирного договора, идет слишком нервно, чтобы оправдать надежды Абэ на прорыв в переговорах. Москва недовольна информационным прессингом со стороны Токио в отсутствие гарантий неразмещения на Курильских островах американской базы в случае их передачи Японии.

Ускорить переговоры о подписании мирного договора на основе Совместной декларации 1956 г. Путин и Абэ договорились в ноябре 2018 г. в Сингапуре. Согласно декларации передача двух из четырех островов, Шикотана и необитаемой гряды Хабомаи, возможна после подписания мирного договора. Япония же традиционно настаивала на обратном порядке урегулирования. Ноябрьская встреча была воспринята как крайне удачная, но информационная подготовка к январской шла настолько активно, что была воспринята в Москве как попытка «навязать другой стороне собственный сценарий урегулирования», в результате на этой неделе посол Японии в России был вызван в МИД для разъяснений.

Как отмечает корреспондент ТАСС в Токио Василий Головнин, курильская тема стала одной из важнейших в японской прессе и в высказываниях самого Абэ, который даже дал под телекамеры клятву на могиле отца приложить все силы для скорейшего подписания мирного договора. Пресса писала, что правительство Абэ согласно на передачу двух островов и отказ от материальных претензий к России. Это существенные для Японии уступки, но по принципиальному для Москвы вопросу – о юридической фиксации демилитаризации островов – ясности нет, что не может не раздражать Кремль. Россия не готова пойти на то, чтобы на Шикотан и Хабомаи распространялось действие американо-японского договора 1960 г. о безопасности, который делает возможным размещение там американских военных баз: Москва хотела бы видеть это обязательство в тексте договора, но таких обещаний Токио пока не дает. Другой важный для Москвы компромисс – совместное использование островов при сохранении российского суверенитета над ними. Это не совсем фантастический сценарий, который решил бы и проблему того, как объяснить передачу российскому избирателю, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Активизация продиктована ростом напряженности в Азии и усилением Китая в регионе, на этом фоне отсутствие других серьезных проблем в отношениях Москвы и Токио делает нынешнюю попытку урегулирования перспективной. Япония форсирует процесс, надеясь, что договор остановит опасное для Токио сближение Москвы и Пекина, отмечает Фролов, но на взлом военного союза Токио и Вашингтона японцы пока не готовы. В таких условиях прессинг – плохой помощник переговорам.

Спорные острова: между Россией и Японией