Как Luxoft доросла до $2 млрд

Компанию с российскими корнями купит американская DXC Techonologies

Еще одно очко в пользу российских программистов: на прошлой неделе стало известно, что офшорный разработчик софта Luxoft будет продан американской DXC Technologies почти за $2 млрд. В 2013 г. Luxoft при выходе на Нью-Йоркскую фондовую биржу была оценена в $556 млн, когда покупатели заплатили $69,6 млн за 12,5% акций.

У компании русские корни: в 2000 г. она отделилась от интегратора IBS Анатолия Карачинского и Сергея Мацоцкого. Смысл офшорного программирования – написание софта на заказ для крупных западных компаний силами команд программистов, живущих и работающих в странах с более дешевой рабочей силой. «Креативность» – называл ключевое отличие российских программистов от индийских гендиректор Luxoft Дмитрий Лощинин. «У индийцев очень хорошо поставлена рутинная работа. Там, где требуется программирование классических задач, организация массовой работы, у нас нет шансов. А вот там, где требуется не только выполнить то, что точно прописано, но и проявить инициативу, выдвинуть новую идею, здесь мы можем конкурировать», – рассказывал он в интервью «Ведомостям» в 2000 г.

Тогда Luxoft уже обслуживала Boeing и IBM, а ее штат насчитывал около 180 человек. Сейчас же у компании около 13 000 сотрудников, из них 1872 работают в России. Самый крупный центр разработки Luxoft – Украина (3265 инженеров), также софт для своих заказчиков компания разрабатывает в Румынии, Польше, Болгарии, Индии, Вьетнаме.

В 2018 г. компания заработала $906 млн. Среди ее клиентов – Deutsche Bank и UBS. Согласно отчету в 2018 г. контракты с пятью основными заказчиками обеспечили ей 47,4% выручки, тогда как в 2016 г. эта доля составляла 64,9%. На долю России в 2018 г. пришлось лишь около 5,8% годовой выручки Luxoft.

Снижается и доля контрактов с финансовым сектором. Если в 2016 г. она составляла 68,6%, то в 2018 г. – 56,7%. Зато выручка от контрактов с автомобильными производителями, наоборот, растет – ее доля изменилась с 12 до 17,5%. Растут и проекты цифровизации телекоммуникационных компаний, медиа, здравоохранения и фармацевтики, энергетики и авиации, доля которых в выручке Luxoft за три года увеличилась с 19 до 26,8%. DXC не скрывала, что хочет усилиться именно этими цифровыми навыками. Вероятно, переплачивая почти втрое к оценке компании при размещении, DXC покупает не нынешний, а будущий ее бизнес, лишний раз подкрепляя твердой валютой всеобщий курс на цифровизацию и усиление роли IT в бизнесе.

Luxoft было где искать кадры. Российский экспорт IT-услуг и софта в 2017 г. составлял $4 млрд и растет примерно на 14% ежегодно. Каждый год индустрия пополняется примерно 60 000 инженеров из числа недавних выпускников, ссылается Luxoft на отчет Gartner, который также указывает и на высокое качество их образования. Luxoft смогла выгодно распорядиться их знаниями. Вопрос: кто сумеет последовать за ней?