Когда парад уместен

За настороженным отношением к военному параду в честь снятия блокады Ленинграда стоит давний страх формализации и милитаризации памяти о войне

75-летие окончательного снятия блокады Ленинграда Петербург отметил не только традиционными мемориальными мероприятиями в память умерших от голода, холода и лишений мирных жителей Ленинграда, но и военным парадом. Важно, чтобы баланс между победными торжествами и памятью о погибших и пониманием цены победы сохранялся и в последующих мероприятиях, связанных с Великой Отечественной войной.

Прошедший в честь юбилея окончательного снятия продолжавшейся 872 дня и стоившей около 1 млн жизней блокады Ленинграда военный парад на Дворцовой площади был первым с 1944 г. Он вызвал возражения у части петербуржцев, в том числе ветеранов-блокадников, еще на этапе подготовки – они сочли парад не соответствующим духу дня скорби. Их опасения можно понять. Нынешние жители города, пережившего чудовищную гуманитарную катастрофу, не хотели бы стать свидетелями превращения дня памяти еще в одно формализованное милитаристское торжество. При этом 27 января – это действительно день военного триумфа: разгрома нацистских войск под Ленинградом и прекращения военных лишений для горожан, авиационных бомбардировок и артиллерийских обстрелов (последние снаряды упали на город в ночь на 22 января).

По счастью, организаторам торжеств удалось соблюсти баланс – юбилей снятия блокады не ограничился одним лишь парадом. В городе состоялись десятки других мероприятий, в ходе которых петербуржцы и гости города вспоминали о погибших, мужестве и самопожертвовании солдат и мирных жителей. Уроженец Ленинграда Владимир Путин посетил «Невский пятачок», плацдарм, в боях на котором с сентября 1941 г. по январь 1943 г. части Красной армии понесли большие потери, пытаясь прорвать блокаду; мемориальное Пискаревское кладбище, где похоронены в основном мирные жители, ставшие жертвами голода, бомбардировок и артобстрелов; музей, где воссоздан фрагмент улицы времен блокады. Для президента блокада – это глубоко личная история. В боях под Ленинградом был тяжело ранен его отец, мать едва пережила «смертное время» зимы 1941/42 г., а старший брат умер от болезни в эвакуации.

75-летие блокады – тот редкий случай, когда можно говорить и о радости победы, и о скорби по погибшим. Но баланс, к глубокому сожалению, в реальности достигается далеко не всегда. Юбилеи событий Великой Отечественной нередко превращаются в демонстрацию военной мощи и эксплуатацию великих и трагических событий истории в политических целях. Трансформация памяти о войне и победе в праздник без слез на глазах превращает годовщины и юбилеи в апогей пошлости, оскорбительный для чтящих память о войне. Оно формирует у части россиян гламурный образ войны без страданий и смерти и порождает безответственные высказывания о возможности повторить.