Государственный анализ инвестиций

Правительство снова пытается взять под контроль траты госкомпаний, чтобы они увеличили выплату дивидендов

Государство, которое вело изнурительную борьбу за дивиденды госкомпаний и добилось в этом ощутимого успеха, решило открыть второй фронт: попытаться взять под контроль их инвестпрограммы. Это будет не первая попытка, но, как и в случае с дивидендами, быстрый успех не очевиден – в частности, потому, что в работе госкомпаний велика роль политики.

На прошлой неделе на совещании у премьера Дмитрия Медведева было принято принципиальное решение передать правительству право утверждать инвестпрограммы сетевых госкомпаний (сейчас так утверждаются только программы РЖД и «Россетей»), речь идет, например, о «Газпроме» и «Транснефти». Ранее с такой идеей выступал министр энергетики Александр Новак, но фактически вопрос о контроле над инвестиционной деятельностью госкомпаний стоит с начала 2000-х. Возвращение к нему сейчас логичен: правительство рассчитывает на рост поступлений дивидендов от госкомпаний – с 590 млрд руб. в 2019 г. до 675 млрд в 2021 г., но риски получить куда меньше велики, предупредила Счетная палата. Невозможность выплатить государству дивиденды в том объеме, на который оно рассчитывает, госкомпании часто объясняют амбициозными инвестиционными планами. К этой формулировке прибегнул «Газпром», по итогам 2017 г. вместо 50% прибыли перечисливший в бюджет только 26%. В ответ государство добрало недополученное через повышенный НДПИ на газ. И эта игра продолжится: по 2018 г. госкомпания намерена выплатить в бюджет дивиденды в размере 27%.

Идея передать правительству право утверждать инвестпрограммы госкомпаний, вероятно, следствие недоверия к обоснованности отказа госкомпаний платить государству заданные дивиденды, отмечает экономист Олег Вьюгин. Их изучение позволит кабинету получить более объективную картину. Новая схема не обязательно даст быстрый результат, сомневается экономист Евгений Гонтмахер: инвестиционные затраты очень непрозрачны, в том числе для правительства. Принципиальные решения, в том числе инвестиционные, принимаются не правительством, а президентом или узким кругом приближенных, говорит Гонтмахер. Классический пример – строительство экспортных газопроводов: «Силы Сибири» в Китай, «Турецкого потока» в Турцию и Южную Европу и «Северного потока – 2» в Германию, на которые пришелся пик капитальных затрат «Газпрома» в 2018–2019 гг. В таких решениях велика роль политики, отмечает Гонтмахер, и едва ли правительство сможет принципиально переломить ситуацию с помощью одного только нового механизма принятия инвестпрограмм.