Зачем нужна федеральная служба пробации

Социолог Ксения Рунова о сложностях адаптации бывших заключенных силами региональных служб

850 руб. – столько в России единовременно получают освобождающиеся из исправительных учреждений от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Помимо денег они получают билеты до города, где они официально зарегистрированы. Дальше ответственность за поддержку бывших осужденных несут региональные власти, поскольку федеральной службы пробации в России нет.

Судимость создает значительные препятствия для трудоустройства. Работодатель обязан проверить, есть ли у соискателя непогашенная судимость, так как это законное препятствие для работы на некоторых должностях. Но не только: зачастую работодатели в анкете при приеме на работу задают вопрос и о том, привлекался ли человек когда-либо к уголовной или административной ответственности. Положительный ответ не может быть законным основанием для отказа в трудоустройстве, но на деле это часто происходит. Не имея возможности заработать на жизнь законным трудом, люди, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, могут совершать новые преступления. Рецидивная преступность – большая проблема: 63% осужденных, которые находятся в исправительных колониях (а это основное место отбытия наказания для осужденных к лишению свободы), – рецидивисты.

Разорвать порочный круг «преступление – невозможность найти работу после освобождения – новое преступление» призвана государственная социальная поддержка бывших заключенных. Какая помощь требуется бывшим заключенным? Многим из них нужно временное жилье, особенно в условиях, когда нет поддержки со стороны семьи, а это не редкость: по данным переписи заключенных 2009 г., 83% всех арестованных не состояли в браке или развелись в ходе судебного процесса. Накопить денег на будущую жизнь в исправительном учреждении при зарплате 2000 руб. в месяц после всех вычетов тоже практически невозможно. Кроме того, бывшим осужденным требуется помощь в поиске работы, восстановлении документов, бывает, что у них не хватает денег даже на одежду и продукты.

Для того чтобы разобраться, как работает государственная социальная поддержка бывших осужденных, Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге совместно с Центром стратегических разработок провел исследование ситуации в 14 российских регионах с наибольшим количеством колоний на основе информации, полученной в ответ на запросы в официальные органы.

Специального федерального закона, позволяющего эффективно помогать бывшим осужденным наладить обычную жизнь, не существует. Нет и единой по всей стране специализированной программы помощи таким людям. Если в регионе нет собственных дополнительных программ помощи, бывшие заключенные могут претендовать только на помощь для бездомных, безработных, малоимущих или инвалидов – и то только если смогут доказать свою принадлежность к одной из этих категорий нуждающихся.

На региональном же уровне работает две государственные службы, в которые могут обратиться освободившиеся осужденные и люди, имеющие судимость: центры социальной адаптации (ЦСА) и центры занятости населения. В ЦСА бездомные и малоимущие могут жить шесть месяцев и раз в сутки получать бесплатное питание. Однако чаще всего ЦСА не могут обеспечить временным жильем всех желающих. Так, в ЦСА Красноярского края в 2017 г. обратилось 30% освободившихся из мест лишения свободы, а временное жилье получил лишь 21% обратившихся. В некоторых регионах ЦСА вообще нет.

Центры занятости населения занимаются в том числе трудоустройством бывших осужденных. По закону администрация исправительного учреждения должна уведомить центры занятости за шесть месяцев до освобождения заключенных о том, где они планируют жить, и предоставить сведения о числе нуждающихся в помощи при поиске работы и бытовом устройстве. Однако в центры занятости в среднем обращается 16–18% освободившихся из мест лишения свободы граждан. Большая часть вакансий для бывших осужденных предполагает неквалифицированный труд. Так, в Челябинской области самые распространенные виды занятости для бывших осужденных – это подсобный рабочий, уборщик, грузчик, сторож, мойщик автомобилей, кондуктор, упаковщик, рабочий по уходу за животными, дорожный рабочий, вальщик леса, горничная.

Центры занятости дают возможность пройти профессиональное обучение, однако этот механизм работает плохо: в среднем на обучение центры занятости отправляют около 7% от числа обратившихся бывших осужденных. Но и профобучение не гарантирует трудоустройства: из числа направленных на обучение на работу устраивается меньше трети. Иными словами, лишь каждый 50-й обратившийся в центр занятости бывший осужденный пройдет обучение и найдет работу по новой специальности. В целом поиск работы через центры занятости для несудимых примерно в 2 раза эффективнее, чем для бывших осужденных. В 2016 г. 64% подавших заявление в центры занятости по всей России получили работу, в то время как среди бывших осужденных – лишь 28%. Те бывшие заключенные, которых не удалось трудоустроить, получают пособие, сумма которого зависит от прежнего заработка. Так как отсидевшие долгое время не работали, пособие это очень маленькое.

Для повышения эффективности работы центров занятости с бывшими осужденными в нескольких регионах (например, в Татарстане, Челябинской области) работодателей обязали выделять таким соискателям рабочие места в обмен на льготы и субсидии. Таких мест, однако, создается мало, но при этом в отдельных регионах не все зарезервированные рабочие места оказываются занятыми (например, из 38 таких рабочих мест в Татарстане в 2017 г. занято было 14 – меньше половины). По региональным законам работодатели обязаны создавать вакансии, но не обязаны заполнять их. Кроме того, эти рабочие места чаще всего предполагают тяжелые условия труда.

Регионам не удается удовлетворить нужды освободившихся из мест лишения свободы в полном объеме. Решением этой проблемы, по мнению экспертов из регионов, может стать создание единой службы пробации для бывших осужденных. ФСИН будет проще сотрудничать с такой организацией, а бывшие осужденные всегда будут знать, куда обращаться. Кроме того, принятие федерального рамочного закона о социальной реабилитации таких людей помогло бы регионам организовать помощь. Это первые шаги, необходимые, чтобы снизить долю рецидивистов в исправительных колониях.

Автор — стажер-исследователь Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге