Почему Airbus 380 не взлетел

Ставка на сверхвместительные лайнеры не оправдалась

Компания Airbus объявила, что в 2021 г. прекратит поставку модели Airbus 380. Это самый вместительный в мире гражданский лайнер. В моноклассной компоновке он может перевозить 853 пассажира, правда, не известно, чтобы какая-либо авиакомпания заказывала такой самолет в компоновке full econom. Самая распространенная – трехклассная компоновка на 525 пассажиров.

Причина закрытия программы – сокращение заказа со стороны Emirates со 162 до 123 самолетов. На конец января эта крупнейшая из ближневосточных авиакомпаний, щедро поддерживаемых своими нефтяными монархиями, уже получила 109 А380. Emirates осталось получить 14 лайнеров, у Airbus есть и другие невыполненные заказы (всего будет выпущено около 280 таких самолетов, поставка которых авиакомпаниям началась в 2007 г.), но заказ от Emirates был определяющим для всей программы А380.

Уже много лет авиакомпании отдают предпочтение двухдвигательным дальнемагистральным самолетам: они эффективнее за счет меньшего потребления топлива и меньшей вместимости, их проще заполнять в низкий сезон. У Airbus это А330 и А350, у его конкурента Boeing – В777 и В787. А четырехдвигательные огромные лайнеры – джамбоджеты А380 и В747 – не получают новых заказов. Boeing уже несколько лет не производит пассажирские В747, а программа держится на поставке единичных грузовых версий глобальным перевозчикам.

Airbus держался дольше. Два года назад на авиасалоне в Ле-Бурже французский концерн даже представил улучшенную версию лайнера, получившую название А380 plus: благодаря увеличенным закрылкам он потребляет на 4% меньше топлива, оптимизированный салон позволяет добавить до 80 кресел без ущерба для комфорта, увеличены интервалы между техническими проверками – все эти факторы повысят эффективность эксплуатации А380 plus на 13%.

Airbus также рассчитывал на то, что рост спроса на авиаперевозки и ограниченность инфраструктуры аэропортов поддержат спрос на сверхвместительные лайнеры, которые смогут перевозить больше пассажиров при одинаковом количестве взлетов-посадок. Ожидания не оправдались.

Благодаря Emirates А380 ассоциируется с полетами уровня luxury. Во времена «нефти за $100» четыре А380 заказала «Трансаэро», тогда тоже делавшая ставку на роскошь и богатую аудиторию. А380 – это и самый дорогой пассажирский самолет. Его каталожная цена составляет $445,6 млн, она, правда, используется только для расчета аванса и потенциальных штрафных санкций для заказчика, реальная цена примерно вдвое ниже при более или менее крупном заказе. То есть стоит такой самолет около $230 млн.

Но Emirates в итоге сделала ставку на эффективность, заместив заказы на А380 заказами на 70 двухдвигательных А330-900 и А350-900, которые стоят, соответственно, на $80 млн и $60 млн дешевле каждый. «Трансаэро» эффективностью заняться не успела и бесславно обанкротилась в 2015 г.

Известный авиационный эксперт Адам Пиларски, выступая в прошлом году в России на конференции «Авиационное финансирование и лизинг», говорил, что период роста и благоденствия мировой авиационной отрасли затянулся и что он обязательно сменится спадом и, как следствие, снижением заказов на новые самолеты. И одним из признаков будущего кризиса может быть отмена и перенос заказов со стороны арабских перевозчиков. Boeing и Airbus продолжают уверять отрасль, что все будет хорошо, говорил Пиларски, но и официант в ресторане не скажет же вам, что перед заказом бифштекса лучше пройти пару кварталов вокруг ресторана, а потом все-таки взять фруктовый салат.