Зачем генералы борются за сохранение призыва

Достичь цели в 400 000 контрактников пока не получается

Стремление руководства российской армии сохранить призыв на срочную службу отражает устаревшие представления отечественного генералитета о принципах подготовки обученного запаса и отчасти фиксирует неудачу в наборе желающих стать военными профессионалами.

Переход к профессиональной армии в России обсуждается с 1990-х гг.: первый указ об отмене призыва и переходе на контрактную службу накануне выборов 1996 г. подписал еще Борис Ельцин. С тех пор в государстве и в Вооруженных силах многое изменилось, срок службы сократился вдвое до года. Об отказе от призыва продолжают говорить как о деле решенном, в том числе верховный главнокомандующий: в октябре 2017 г. Владимир Путин заявил участникам конкурса рабочей молодежи WorldSkills, что в недалеком будущем призыв на срочную службу «станет неактуальным».

Однако в среду начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Евгений Бурдинский развеял иллюзии и сказал газете «Красная Звезда», что «ни в ближайшей, ни в долгосрочной перспективе полный отказ от призыва граждан на военную службу нецелесообразен», мотивируя это необходимостью подготовки обу­ченного запаса и финансовыми возможностями государства.

Сохранение смешанного принципа комплектования армии, когда профессионалы служат рядом со срочниками, отражает представления российского генералитета и политиков о военном строительстве. В 2016–2018 гг. число призванных сократилось на 15% до 260 500 человек, но призыв в умах многих генералов (да и части общества) остался обязательной частью фундамента армии, государства и воспитания («не служил – не мужик!»). При этом в России, в отличие от Австрии или Швейцарии, где сохранился призыв, срочную службу трудно назвать социальным лифтом, где призывник получает востребованные и на гражданке навыки.

Стремление сохранить призыв вряд ли объясняется только необходимостью создания обученного запаса: есть и другие способы его формирования, в частности периодические сборы резервистов – вопрос в том, как их проводить эффективно. Генералы цепляются за традицию и пытаются объяснить необходимость призыва его относительной дешевизной, отмечает завлабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. Но такая логика вызывает вопрос: какая армия нужна Генштабу – недорогая или эффективная?

Вероятно, сохранение призыва вызвано неудачей комплектования армии профессионалами: пункт одного из майских указов 2012 г. требовал ежегодно набирать 50 000 контрактников в течение пяти лет. Но довести их численность до запланированных 440 000 человек к 2018 г. не удалось. Судя по цифрам, которые периодически сообщают представители Минобороны и Генштаба, их число в последние годы не росло. Кандидатов часто не устраивают денежное довольствие, условия службы и повседневной жизни. В этих условиях генералы, пользуясь пониманием высших эшелонов власти, еще больше укрепились в правильности решения сохранить призыв, говорит Зацепин.