Кто выиграл от ограничения цен на бензин

Попытки сдерживать рост цен на топливо в рознице обойдутся бюджету в треть суммы, которую государство рассчитывало получить от нефтяников на майские указы

Почему в стране с огромными запасами нефти бесконечно дорожает бензин – логичный вопрос, который волнует практически каждого человека в России. Взволновал он и чиновников, когда так неудачно – прямо накануне выборов президента – топливо начало стремительно расти в цене. В итоге обсуждение кризиса дошло до президента Владимира Путина и правительство согласилось на ручное управление ценами на бензин. Для этого оно заключило с 10 крупнейшими нефтяными компаниями соглашения, согласно которым нефтяники поставляют определенное количество топлива на внутренний рынок, а также сдерживают рост цен в рознице и мелком опте.

На первый взгляд кажется, что это прекрасная новость – цены на бензин повышаются лишь на уровень инфляции. На самом же деле за ручным управлением скрываются огромные расходы бюджета, который компенсирует нефтяным компаниям их убытки от поставки нефти на внутренний рынок. Для сдерживания роста стоимости нефтепродуктов и недопущения их дефицита бюджет компенсирует НПЗ 60% разницы между внутренней и экспортной ценой на нефтепродукты (без учета транспортных расходов и пошлин). Если же внешние цены оказываются ниже внутренних, уже нефтяники доплачивают бюджету.

Счет на табло в пользу бизнеса. Из тех 1,3 трлн руб., которые бюджет рассчитывал получить от них за 2019–2024 гг., 300 млрд руб. нефтяники уже вернули. А теперь сумма еще вырастет – до 450 млрд руб. Механизм компенсации за поставки топлива на внутренний рынок был настроен неидеально, признало правительство в конце марта и согласилось увеличить компенсацию нефтяным компаниям. Произойдет это за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты (т. е. дополнительных расходов налогоплательщиков), а также надбавки к НДПИ с привязкой к цене нефти. Если в 2020 г. власти согласятся скорректировать компенсацию таким же образом, выплаты вырастут уже до 1,7 трлн руб. Это около 10% всего федерального бюджета.

В итоге из 1,3 трлн руб., которые бюджет должен был получить от нефтяного сектора для реализации майского указа, нефтяники уже вернули себе почти половину. Население за выполнение указа также заплатило – ростом НДС, но пока довольствуется лишь сдержанным ростом цен на бензин. А по факту все равно остается в минусе. Если поделить 450 млрд руб. на 75,8 млн работающего населения, то получится, что каждый такой россиянин получил бы около 6000 руб. в виде субсидии, а если бы выплаты проводились в расчете на каждый автомобиль (включая грузовики), государство могло бы выплатить каждому водителю больше 8500 руб., чтобы компенсировать рост цен на бензин выше 41 руб. за 1 л.

С введением адресной субсидии власти не только решили бы проблему роста цен на бензин, но и перешли бы к адресной поддержке населения, о которой так давно говорят чиновники. Вариантов, как это сделать, много – например, заменить акциз специальным налогом, который бы рассчитывался исходя из пробега автомобиля. И уж точно не решать проблемы неэффективности переработки нефти за счет налоговой системы.

Такие идеи уже были заложены в стратегии 2020 г., но куда проще признать, что заниматься нефтяным бизнесом в России, вероятно, совершенно невыгодно и без помощи государства нефтяная отрасль ну никак не справится сама. А граждане – граждане пусть радуются низким ценам на бензин, стоимость которых – неиндексируемые уже много лет пенсии работающих пенсионеров и повышенный НДС, от которого бюджет получит немногим больше (500 млрд руб. в 2019 г.), чем вернут себе нефтяники только в этом году.