Почему малый бизнес не растет

Малочисленность малых и средних предприятий в России проще объяснить особенностями национального характера, чем признать некомфортность бизнес-среды

Малый и средний бизнес в России распространен гораздо меньше, чем в среднем в мире, не говоря уже о Китае, Европе или США, подсчитал Сбербанк в своем исследовании «Развитие малого и среднего бизнеса в России», объясняя это слабой склонностью россиян к предпринимательству. Но причины едва ли чисто психологические: с куда большей вероятностью дело в условиях ведения бизнеса и нежелании предпринимателей выходить из тени.

По оценкам проекта Сбербанка «Сберданные», в августе 2018 г. – марте 2019 г. количество активных компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в России выросло на 0,3%, годом ранее темпы роста были куда выше: 11,8% за тот же период (расчеты сделаны на основе данных реестра МСП от ФНС и банковских транзакций и учитывают компании, даже если у них нет счетов в Сбербанке). Сбербанк объясняет цифры стабилизацией ситуации после быстрого восстановления активности компаний в 2017–2018 гг. Но и тот бурный прирост был больше бумажный, он пришелся на период, когда был принят ряд нормативно-правовых актов по легализации неформального сектора экономики, напоминает директор Института соцполитики ВШЭ Лилия Овчарова, что и привело к разовому всплеску в статистике. Минимальный рост в 2018–2019 гг. – следствие переконфигурации, считает вице-президент «Опоры» Вячеслав Корочкин: примерно в 50 регионах сократилось число МСП, но в большинстве регионов микропредприятий стало больше.

Цифры Сбербанка не дают повода для оптимизма. По его расчетам, собственный легальный малый или средний бизнес в марте 2019 г. ведет 2,9% россиян старше 18 лет. Много это или мало? В среднем по России насчитывается 27,6 активного предприятия МСП на 1000 человек, что ниже европейского, китайского и среднемирового показателей. Возможно, реальных бизнесменов в формальном секторе и того меньше, поскольку в основу исследования легло определение МСП в версии государства, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП) – а это, например, таксисты, наемные работники, выбравшие форму ИП для удобства взаимодействия с государством, в ИП могут быть и самозанятые, уточнила пресс-служба Сбербанка. Занятость в легальном сегменте МСП в России уже многие годы сокращается, отмечает Овчарова.

Сбербанк приходит к выводу, что такая ситуация – «прямое следствие низкой склонности россиян начинать собственное дело». Это согласуется с распространенной у представителей власти точкой зрения, что потенциал-то в России большой, но нереализованный из-за особенностей национального характера. Но это лишь расхожее клише. По мнению Овчаровой, занятие малым и средним бизнесом в России сегодня вовсе нельзя рассматривать как рациональное поведение человека – это преодоление огромного количества рисков, которых намного меньше в крупных государственных и частных компаниях, и дело не в психологии, а в среде, которую создает государство. Многие из тех, кого Сбербанк посчитал легальным малым бизнесом, перешли в тень, полагает социолог Симон Кордонский.