Утилизация партийной либерализации

Упрощение регистрации партий не привело к появлению реальных конкурентов партии власти – ликвидации многих новых партий избиратели не заметят

Либерализация партийного законодательства семь лет назад привела к появлению нескольких десятков новых партий, но многие из новичков могут быть вскорости ликвидированы по итогам проверки Минюста, о которой объявило ведомство. Размножение партий было на руку «Единой России» и не привело к появлению реальных конкурентов партии власти и росту представительства граждан, ликвидацию многих партий избиратели могут попросту не заметить.

Минюст намерен в течение года проверить 32 политические партии (по данным министерства, в России сейчас зарегистрирована 61 партия), сообщила пресс-служба министерства. Они были созданы в 2012 г., после медведевских поправок в закон «О политических партиях», заметно упростивших требования для регистрации. Ведомство намерено проверить, выполняли ли партии требования законодательства об участии в выборах разных уровней за последние семь лет. Чтобы пройти проверку, партии должны были добиться регистрации своего кандидата на выборах президента России (этому требованию соответствуют только три партии из проверяемых), или на выборах губернатора не менее чем в девяти регионах, или при регистрации кандидатов или их списков в заксобрания в 17 регионах, или кандидатов и списков в органы местной власти не менее чем в 43 регионах России. Если ни одному из этих требований партия не соответствует, она по закону подлежит ликвидации.

Либерализация партийного законодательства была политтехнологическим ответом власти на протесты рубежа 2011–2012 гг.: новые партии должны были канализировать недовольство и одновременно разделить недовольных между большим числом партий, нередко симулякров, напоминает политолог Александр Кынев. Упрощение законодательства привело поначалу к появлению множества партий, в том числе изначально «коммерческих». Однако упрощение регистрации снизило и цену партийной лицензии, бизнес оказался невыгодным. Чтобы воспользоваться льготами при выдвижении кандидатов (не собирать подписи в поддержку их выдвижения), партия должна была выигрывать выборы. После ужесточения требований к участию зарегистрированных партий в выборах участие в них новых партий снизилось, говорит Кынев.

Но даже и упрощенный порядок регистрации не позволил Алексею Навальному зарегистрировать собственную партию, оппозиционер несколько раз получал отказ по формальным основаниям. Живучесть чаще демонстрируют партии-спойлеры, помогающие власти дробить протестный электорат. Ни одна новая партия не смогла сформировать свою фракцию в Госдуме.

Переживут проверку примерно 18 активных партий, исчезновение многих других вряд ли заметят избиратели, полагает эксперт фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. Власть после выборов 2018 г. стремится снизить конкуренцию, увидев, что даже спойлер при некоторых обстоятельствах может стать катализатором протестного голосования, считает Кынев.