Статья опубликована в № 4811 от 14.05.2019 под заголовком: Компания недели: HeadHunter

Почему IPO HeadHunter оказалось таким успешным

Инвесторы любят сфокусированные монобизнесы

Лет десять назад деловые журналисты регулярно интересовались чуть ли не у каждой частной компании в России – нет ли у вас планов провести IPO? Сознаваться, что таких планов вовсе нет, казалось практически неприличным. Биржа – конечно, американская или британская – была вишенкой на торте, признанием успеха в бизнесе.

Но финансовый кризис 2008 г., замедление роста ВВП, Крым, санкции, выдавливание иностранцев из России – и вот и зарубежное IPO теперь чуть ли не роскошь, а не средство привлечения инвестиций или выхода из бизнеса. Решаются на этот шаг единицы – безумству храбрых поем мы песню.

«Безумство» окупается: на прошлой неделе акционеры российского сервиса по поиску работы HeadHunter заработали при размещении на бирже NASDAQ $220 млн. Всю компанию оценили в $675 млн, и за два дня после IPO ее капитализация выросла почти на четверть. Но это первое IPO российской компании за два года и первое IPO российской технологической компании почти за шесть лет.

Почему же HeadHunter такой особенный? Для начала, HeadHunter – один из немногих крупных бизнесов рунета, которые выросли за пределами двух национальных гигантов – «Яндекса» и Mail.ru Group. Рунет – рынок, где давление крупнейших игроков очень сильное, вырастить успешный бизнес у них под боком очень непросто. Забавно, что Mail.ru Group пару лет владела HeadHunter – она выкупила HeadHunter у основателей, но в 2016 г. продала этот актив за 10 млрд руб., как непрофильный. (Интересно, не кусают ли теперь локти акционеры Mail.ru Group?)

И сейчас HeadHunter – крупнейший в России по числу пользователей и выручке и третий в мире по аудитории среди сервисов по поиску работы (данные SimilarWeb). Его выручка в 2018 г. превысила 6 млрд руб., а EBITDA – почти 3 млрд руб. Это явный лидер в своем сегменте частных объявлений, которого, наверное, можно догнать, но это будет стоить очень дорого. И это лидер на быстро растущем рынке – по прогнозу Talantech, за ближайшие пять лет рынок онлайн-рекрутинга в России увеличится в 2,5 раза до 24,5 млрд руб. HeadHunter не только полностью сфокусирован на своем сегменте, но и на России и рынках СНГ – компания давно не заявляет о международной экспансии и намерена расти прежде всего за счет продвижения своего сервиса в небольшие города и за счет поглощений внутри этого рынка. Биржевые инвесторы любят такие четко сфокусированные монобизнесы – их перспективы и риски гораздо более очевидны и просчитываемы по сравнению с интернет-холдингами с их стратегией разложить яйца сразу по нескольким корзинам.

Еще одна особенность HeadHunter – полный контроль финансовых инвесторов. Два его акционера – фонды Highworld Investments (у него было 59,99% акций компании до выхода на биржу) и ELQ Investors VIII (было 40% компании), управляемые соответственно «Эльбрус капиталом» и Goldman Sachs Group, – изначально говорили о намерении заработать через IPO. Сам HeadHunter как компания не получил от размещения ни цента. Как указывают аналитики, акционеры были четко сфокусированы, знали, чего хотели, и упорно двигались к IPO. Конечно, без странового риска не обошлось. На биржу HeadHunter вышел со второй попытки – прошлой весной все было готово к размещению, но тогда США ввели новые жесткие санкции против России. А сейчас HeadHunter четко угадал окно: с одной стороны, доклад спецпрокурора Роберта Мюллера уменьшил риски новых санкций, с другой – сервис успел провести IPO буквально за несколько дней до того, как президент США Дональд Трамп развязал таможенную войну с Китаем и обрушил котировки на американских биржах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more