Храмовая прогрессия
Церковное строительство идет ударными темпами, но не всегда общество воспринимает это как благоЦерковное строительство в России переживает бум – новые православные храмы строятся ударными темпами. Интересы РПЦ и крупного бизнеса тут совпадают, но граждане все чаще оказываются недовольными: церкви регулярно претендуют на важные для них общественные пространства.
26 мая патриарх Кирилл сообщил, что РПЦ строит в среднем по три храма в сутки, или 30 000 храмов за 10 лет. Позже председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда исправил ошибку, уточнив, что речь идет о 9386 новых храмах – рост на 32%: с 29 263 в начале 2009 г. до 38 649 церквей и иных молитвенных помещений, в которых совершается литургия, в начале 2019 г.
Речь идет о приходах РПЦ по всему миру, в России цифры скромнее: к началу 90-х гг. в РСФСР было около 2000 действующих храмов, сегодня в России, по официальным данным РПЦ, 21 849 церквей и молитвенных помещений. Строительство финансируют, как правило, частные спонсоры, говорит дьякон Андрей Кураев, в числе которых есть и государственные/окологосударственные структуры, например «Транснефть» и РЖД, иногда это инициатива епархии, иногда – самого бизнеса. Но отношение к такому бурному строительству в обществе не всегда положительное: если в нулевые люди воспринимали строительство храмов спокойно, отмечает Кураев, то сейчас изрядная часть общества видит в этом вызов или угрозу. Отчасти это проецирование на церковь недовольства социальной политикой государства, с которым она часто солидаризируется. Другая проблема, проявившаяся, например, в Екатеринбурге (а до того в Москве), – выбор для строительства места в сквере или парке (земли общего пользования): недовольными могут оказаться и те, кто в принципе не против появления новой церкви. Выбор места для храма часто диктуется теми же соображениями, что и в коммерческой недвижимости: место должно быть видное, в центре, с большим трафиком. В итоге на окраинах и в спальных районах, где церкви людям нужнее, их мало или нет вовсе, отмечает Кураев.
По словам Легойды, храмов в России мало, если исходить из соотношения численности населения и церквей: в Новосибирской епархии, например, на один православный храм приходится 25 000 человек. Но такие расчеты не учитывают количество собственно верующих. Социолог Яна Рощина на данных опросов РМЭЗ ВШЭ 2018 г. подсчитала, что к православным себя относит почти 81% взрослых россиян, но нередко это декларация идентичности, а не веры. Несколько раз в месяц в церковь ходят лишь 6% населения и 43% верующих. На пасхальную службу в 2019 г., по данным МВД, пришло 4,3 млн человек по всей стране – на 100 000 меньше, чем годом ранее. Рост численности прихожан рискует отстать от резкого роста численности храмов: недозаполненность храма тем очевиднее, чем он больше.