Статья опубликована в № 4824 от 31.05.2019 под заголовком: Мечты о настоящей загранице

Мечты о настоящей загранице

Чем менее доступен отдых в дальнем зарубежье, тем он желаннее для россиян

Выветривание крымского эффекта нашло свое отражение и в туристических предпочтениях россиян: доля желающих отдохнуть в странах дальнего зарубежья среди россиян в этом году резко подскочила, выбирающих Крым – сократилась, пусть и не так заметно. «Настоящая» заграница за пределами экс-СССР обретает черты все более недоступного и потому все более желанного места отдыха, куда россияне отправились бы, будь у них достаточно денег.

Если была бы возможность выбора и необходимые деньги, самая большая группа респондентов ВЦИОМа – 39% – в 2019 г. предпочла бы отдыхать в «настоящей» загранице (прежде – 21%). Этот вариант выбирает половина молодежи, после 44 лет доля желающих снижается. А вот тех, кто выбрал бы Крым, уменьшилась с 37% в 2016–2018 гг. до 31% в 2019 г. (меньше всего их среди респондентов 18–24 лет – 25% – и относительно небедных людей). Как, впрочем, и российское побережье Черного моря: доля выбирающих Сочи, Туапсе, Анапу как отдых мечты – при наличии денег – упала с 33 до 26%.

Правда, это больше мечты: загранпаспорта сейчас есть только примерно у трети россиян, хотя в 2018 г. их выдали на 19% больше, чем в 2017 г., провести отпуск за пределами бывшего СССР этим летом собираются 10% опрошенных ВЦИОМом (4% – годом ранее) – это в первую очередь Турция, Финляндия, Китай; европейские страны после девальвации рубля стали посещать меньше.

Но 44% респондентов ВЦИОМа планируют провести отпуск традиционно дома, главная причина – нет денег (такое объяснение дали 53%, в 2018 г. – 44%). Еще 26% планируют поехать на дачу, 9% – отдохнуть в другом городе России. А вот Крым ценами уже не подкупает, и ввод Крымского моста не помогает: туда этим летом собираются на отдых 6% против 9% в 2018 г. Это выбор преимущественно людей среднего возраста и средних в выборке доходов.

Возможность россиян отдыхать за рубежом определяется скудными материальными возможностями, а после кризиса 2014 г. цена отдыха – основной аргумент выбора места. Крым, даже «свой», российский, оказался не таким уж привлекательным по соотношению цены и качества, а снижение реальных доходов пять лет подряд заставляет россиян из года в год откладывать отдых в дальнем зарубежье. Образ желанной, но недоступной заграницы становится все сильнее, и чем менее она доступна, тем больше о ней мечтаешь – тут впору вспомнить времена СССР. Статистику патриотичного отдыха на родине портит и не заставшая СССР молодежь, которой почти поголовно хочется путешествовать, и большей частью – подальше от родины.

Читать ещё
Preloader more