Приватность под присмотром ФСБ

Требование спецслужбы к «Яндексу» предоставить ключи шифрования грозит российской компании потерей пользователей

Контроль в очередной раз вступил в противоречие с развитием – на этот раз основополагающий для России конфликт разворачивается на территории «Яндекса», у которого ФСБ, как написал РБК, потребовала ключи шифрования переписки пользователей. Нащупать вариант хорошего сценария будет нелегко: отказ грозит блокировкой, согласие – потерей пользователей и доли на рынке, и даже компромисс, если будет достигнут, означает, что жизнь у компании все равно уже не будет прежней.

По данным РБК, ФСБ еще несколько месяцев назад, опираясь на закон Яровой, запросила у «Яндекса» ключи для дешифровки данных пользователей сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» («Яндекс» получение запроса не комментирует). То, что об этом стало известно только сейчас, по-видимому, означает, что возможности непубличного урегулирования уже исчерпаны. Оба сервиса входят в реестр организаторов распространителей информации, от которых спецслужба имеет право потребовать в 10-дневный срок предоставить ключи: отказ грозит сначала штрафом, а затем блокировкой ресурса, как это было в случае с Telegram (правда, фактически мессенджер Павла Дурова продолжает работать на территории России и после блокировки). Однако эксперты полагают, что затребованные ФСБ ключи могут открыть спецслужбе доступ к логинам и паролям пользователей всех сервисов «Яндекса», в том числе, например, к «Яндекс.Деньгам» – а значит, доступной ФСБ может стать фактически вся пользовательская активность внутри «Яндекса». Доступ ко всем сервисам через один общий логин, как у конкурента Google, был признаком прогрессивности российского сервиса и повышал его привлекательность для пользователей: теперь это может обернуться против них.

Пресс-служба «Яндекса» полагает, что возможность выполнить требования закона и при этом сохранить приватность своих пользователей есть – по мнению экспертов, технически это может выглядеть как разделение доступа к отдельным сервисам. Это может выглядеть как шаг назад – жертва удобством ради безопасности, как ее понимают спецслужбы, или ради контроля, как ее, похоже, понимают пользователи. И если у «Яндекса», по-видимому, выбора нет – в том или ином виде он будет вынужден выполнить требования ФСБ, то у пользователей «Яндекса» выбор есть – и в «Яндексе» это, конечно, понимают, прямо говоря о важности применения тех же требований ко всем участникам рынка. Это скорее толстый, чем тонкий намек: прямой конкурент российского сервиса – Google, у которого ФСБ ключи шифрования пока не просила, и аналитики полагают, что передача ключей шифрования может привести к перетоку пользователей «Яндекса» к Google. В 2015 г., когда доли в поиске и в пользовании сервисами «Яндекса» в России снижались, а Google наступал на пятки, «Яндекс» пожаловался ФАС на нечестную конкуренцию Google, и в итоге Google был вынужден пойти с ФАС на мировую. Тогда государство фактически подыграло российскому сервису, но теперь ситуация выглядит ровно наоборот – и в этом есть своеобразная ирония.