Что размагнитилось в «Магните»

Просто привести менеджеров из компании-лидера оказалось недостаточно

В среду «Магнит» объявил об уходе своего гендиректора Ольги Наумовой из компании. Новым руководителем стал действующий президент ритейлера Ян Дюннинг. Так в ритейлере № 2 в России закончилось двоевластие.

Наумова проработала год и четыре дня в «Магните», куда пришла с должности гендиректора «Пятерочки», принадлежащей X5 Retail Group. Как говорила Наумова «Ведомостям» чуть более года назад, она решилась на уход из X5 «прежде всего из-за расхождений во взглядах на принципы и систему управления с менеджментом [ритейлера], а также из-за отсутствия у него как стратегического видения, так и поддержки реальных проектов развития бизнес-единицы и новых проектов».

Причина ухода Наумовой из «Магнита» в версии компании изложена в схожей формулировке – «разногласия с советом директоров по стратегии». Представитель компании на телеконференции пояснял: расхождения касались скорости открытия новых магазинов относительно решения проблем с имеющимися точками и улучшения предложения покупателю.

В «Магните» от Наумовой ждали повторения успеха «Пятерочек». Они за пять лет превратились из полутемных сомнительных магазинов в один из самых быстрорастущих форматов в стране, на который вынуждены были равняться конкуренты, в том числе и сам «Магнит». А X5 благодаря возвращению покупателей в «Пятерочки» снова стала лидером в стране по выручке.

«Магнит» же к приходу Наумовой был далеко не на пике формы: покупательский поток в проработавших более года магазинах постепенно снижался, обновление магазинов, затеянное еще при основателе сети Сергее Галицком, шло осторожно и казалось скорее косметическим. Зато операционные процессы работали отлаженно, а сам ритейлер приносил акционерам прибыль.

С Наумовой в «Магнит» пришла команда новых руководителей из X5. Всего около 200 человек, оценивал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но оказалось, просто привести менеджеров из компании – лидера отрасли недостаточно. Любые перемены часто вызывают протест старых сотрудников. Но в случае с «Магнитом» практически во всех жалобах старой гвардии в частных беседах звучало одно и то же: полностью отрицается опыт предыдущей команды, от разработок в IT до централизации управления. А личное отношение варягов к давним сотрудникам «Магнита», по их словам, было открыто пренебрежительное. Допустимо ли, например, называть коренных сотрудников краснодарской компании, по словам одного из них, колхозниками, как это можно было услышать в обиходе? Помогает ли такая атмосфера возвращать утраченное лидерство? Вопросы риторические.

Масштаб проблем, которые предстоит решить Дюннингу и его команде, велик, на их решение и качественное восстановление бизнеса потребуется время, отмечают аналитики Bank of America Merrill Lynch в записке после встреч с компанией. Среди вероятных узких мест они называют IT-систему и логистику: сложности, касающиеся этих сфер, могут затруднять принятие точных решений, планирование, управление товарными остатками, поставки скоропортящейся продукции – т. е., по сути, все основные операционные процессы для ритейлера.

Очевидно, главным вопросом на ближайшее время для «Магнита» станет возможность объединения сотрудников в команду. Не случайно Дюннинг на телеконференции с инвесторами большую часть своей вступительной речи посвятил именно вопросу команды: «Я много раз говорил, что ритейл – это в основном про людей. Поэтому один из моих главных приоритетов сейчас <...> работать единой командой с единой корпоративной культурой. <...> Я не буду смотреть, откуда пришел человек: профессиональные навыки и командный настрой – вот ключевые вещи, мы все – «Магнит».