Молчание перед потопом

Жители Иркутской области жалуются, что их не оповестили о масштабах бедствия

Действия властей в Иркутской области, охваченной сильнейшим наводнением, в очередной раз показали, что главное, чем местные чиновники озабочены, – не судьба людей, а реакция сверху.

Шесть районов области затоплены, число жертв уточняется, пока известно о 12 погибших и девяти пропавших без вести – и сотнях пострадавших. Под воду ушли 83 населенных пункта, на затопленной территории живет 32 777 человек, эвакуировано 2200.

Из-за проливных дождей вода стала затапливать отдельные районы 25 июня; режим чрезвычайной ситуации введен 28 июня, когда в воде оказался третий по счету район. Многие местные жители не успевали эвакуироваться: чиновники и спасатели, сообщают, в частности, «Тайга.Инфо», «Сибирь.Реалии» и «Медиазона», не спешили оповещать людей об опасности, призывая оставаться дома.

Хуже всего в городе Тулуне, где 28 июня произошел прорыв дамбы на реке Ие и во многих местах вода затопила дома по третий этаж. Сомнения в том, что дамба выдержит, возникли, когда за день-два до катастрофы стало известно, что выше по течению вода поднялась до новой рекордной отметки, пишет «Медиазона». Но местные власти, сообщили очевидцы, до последнего призывали людей не нагнетать обстановку, надеясь, видимо, что обойдется. По сведениям «Тайга.Инфо», даже за два часа до катастрофы сотрудники МЧС уверяли, что все будет в порядке.

Уверенности властям, похоже, придавало то, что дамбу построили только в 2008 г., а также административное знание, что построили ее на федеральные деньги. Деньги выделялись с условием, что дамба не допустит наводнения в Тулуне в ближайшие 100 лет, объяснял в 2008 г. в программе «Вести» директор местного строительного предприятия «Ремонт зданий и сооружений» Николай Болотов, а тогдашний мэр Тулуна Николай Пивень заверял, что от стихийного бедствия город будет надежно защищен.

Были ли выполнены все работы, как надо, не ясно; возможно, да и дамба просто не выдержала рекордного напора воды. Критическая отметка на реке – 7 м, дамба могла выдержать воду высотой 10 м, говорили чиновники, но она поднялась до 13,87 м. Хотя почему бы не допустить, что за 100 лет подобное может произойти?

Новый мэр Тулуна Юрий Карих заверял Владимира Путина, заехавшего с саммита «двадцатки», что власти «работу среди населения проводили», но многие не верили в большой подъем воды – потому и остались дома. Жители, выходит, сами виноваты, а значит, нельзя должностных лиц привлекать к ответственности за халатность. Ставить под сомнение это Путин не стал.

Не верить до последнего, что произойдет что-то из ряда вон выходящее, скрывать, если произошло, – системная болезнь людей во власти. Чиновники и спасатели на местах не впервые не информируют людей о смертельной опасности – так было и при наводнении в Крымске 7 лет назад, и при ядерной катастрофе в Чернобыле 30 лет назад. Лишь бы не навлечь гнев высоких лиц – но что если ценой умолчания станет жизнь самих молчальников или их близких?