Подводники как космонавты

Служба на секретной глубоководной станции по уровню сложности и опасности напоминает полеты в космос

Четырем членам экипажа атомной глубоководной станции (АГС) АС-34, на борту которой в прошлый понедельник произошел пожар, президент присвоил в пятницу звание Героя России посмертно. Среди них – капитан второго ранга Дмитрий Соловьев, который, по словам министра обороны Сергея Шойгу, успел спасти гражданского специалиста и закрыл за собой люк аварийного отсека. Еще 10 моряков посмертно были награждены орденом Мужества, в том числе и двое погибших Героев России – капитаны первого ранга Николай Филин и Денис Долонский. По имеющейся информации, награждены и четверо выживших подводников, находившихся на борту АС-34, но их фамилии не публикуются.

Исходя из раскрытой Минобороны информации, пожар начался в аккумуляторном отсеке и ему, возможно, предшествовало короткое замыкание в электрической сети АГС. Это позволяет предположить, что объемный пожар возник вследствие утечки водорода из аккумуляторных батарей. Возможно, отчасти схожие причины – взрыв в аккумуляторном отсеке в результате короткого замыкания – привели к гибели аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан», затонувшей в 2017 г. При этом вряд ли можно говорить о каких-то фатальных конструктивных недостатках АС-34, приведших к трагедии, поскольку она эксплуатировалась с 2003 г., тем более что принято решение восстановить пострадавший аппарат.

О значении этого аппарата – хотя внешне он похож на обычную подводную лодку, но гораздо ближе к глубоководным аппаратам – можно судить хотя бы по такому факту, что его достройка финансировалась в самое тяжелое время 90-х гг. Главное управление глубоководных исследований Минобороны (ГУГИ), в состав которого входит эта и другие АГС, – засекреченная структура (хотя само ее существование признается и надводные суда для ГУГИ строятся открыто), как и отряд гидронавтов – офицеров, управляющих подводными аппаратами ГУГИ.

Прохождение службы в отряде гидронавтов ГУГИ чем-то напоминает отряд космонавтов СССР в 1960–1970-е, в том числе и в вопросе присвоения званий: гидронавтам они присваиваются быстрее, чем в обычном флоте, этим и объясняется такое количество старших офицеров на борту АС-34. Конечно, гибель этих уникальных специалистов – самая тяжелая потеря, и восстановить ее гораздо сложнее, чем сам аппарат. Ситуация выглядит особенно трагичной с учетом того, что ранее гидронавты не гибли.

Представленные Минобороны характеристики АС-34 – очень небольшая автономность, всего трое суток, и скорость хода в шесть узлов – позволяют отмести гипотезы о том, что аппарат предназначен для диверсий против подводных кабелей. Конечно, у станции могут быть секретные разведывательные задачи, что объясняет и общую повышенную секретность ГУГИ, впрочем, подводные силы во всех странах мира относятся к наиболее засекреченным, поскольку скрытность – главное оружие подводной лодки. К сожалению, по-прежнему одной из самых опасных, даже в мирное время, остается служба подводника, сравнимая по степени опасности с космонавтикой. Средства спасения мало что гарантируют, само спасение в случае катастрофы во многом случайно. Поэтому правильная организация службы и контроля за состоянием техники имеет особое значение – именно благодаря этому во многих флотах развитых стран аварий под водой с тяжелыми последствиями нет уже много лет.