Червяки, Путин, Чубайс и Ковальчук

Резкий выпад президента против возобновляемых источников энергии в пользу «природоподобных» идет поперек госполитики в сфере ВИЭ

Сбережение не только народа, но и червяков – задача, безусловно, важная, особенно в эпоху развития технологий, в том числе в энергетике. Вот и Владимир Путин решил высказаться по этому вопросу на Глобальном саммите по индустриализации. Черви и ветряки – это во всех смыслах большая история: говоря о недостатках возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и преимуществах природоподобных, президент, по сути, пошел поперек прежней госполитики в сфере ВИЭ и сделал реверанс в сторону близкого ему человека.

Рост потребления и производства энергии ставит нас перед новыми вызовами, говорит Путин, а среди предлагаемых решений много «популизма» вроде полного отказа от ядерной или углеводородной энергетики (добавим – весьма важных для российского экспорта) и «исключительной ставки на альтернативные источники энергии». Людям жить на планете, «уставленной частоколом ветряков», будет некомфортно, считает Путин, а фауне – опасно: по его информации, «червяков» вибрация от ветряков заставляет вылезать из земли, а о бьющихся о лопасти птицах поклонники ВИЭ и вовсе «не вспоминают».

Это не так, возражает директор центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович, урон, который ветряки могут нанести природе, изучен достаточно хорошо. По данным, например, американской статистики, от столкновения со стеклами в окнах ежегодно гибнет около миллиарда птиц, а с ветряками – порядка полумиллиона, причем в США ветроэнергетика развита куда лучше (около 100 ГВт мощностей), чем в России, где по программе господдержки к 2024 г. должно быть построено до 5,5 ГВт мощностей. В свое время государство немало сделало для стимулирования развития ВИЭ в стране, пришли иностранные деньги, производство локализуется, но теперь программу господдержки надо продлевать и расширять, иначе «все помрет», говорил один из главных энтузиастов ВИЭ в России Анатолий Чубайс. Стоимость зеленой энергии в России остается высокой, но должна снижаться в случае увеличения мощностей и роста конкуренции. Резкие же слова Путина (и это не первый случай, когда президент делает громкие заявления, основываясь на неточной, а то и ошибочной информации, – вспомним слова о сборе биоматериалов россиян) могут только отпугнуть инвесторов.

Но будущее, считает Путин, за другими технологиями, в том числе природоподобными, например термоядерной энергетикой, которой в России занимается Курчатовский институт, его возглавляет Михаил Ковальчук, брат друга президента Юрия Ковальчука. Правда, реализация главного проекта в этой сфере, упомянутого Путиным термоядерного реактора ITER, не раз откладывалась. Но речь ведь не о настоящем, а о будущем, в котором и близкий человек при деле, и червяки в безопасности.