Страна с мячом, а не с мечом

Экономические бонусы завершившегося год назад чемпионата мира по футболу еще не исчерпаны, но в умонастроениях общества и политике государства положительный эффект уже почти сошел на нет

Завершившийся год назад чемпионат мира по футболу оправдал ожидания: он положительно повлиял на экономику и развитие инфраструктуры России, особенно отдельных ее регионов, изменил представления россиян об иностранцах и самих себе и создал атмосферу праздничного карнавала во многих городах страны. Экономические бонусы еще не исчерпаны, но в умонастроениях россиян и политике государства эффект чемпионата мира уже почти незаметен.

Год назад, 15 июля, судья Нестор Питана дал финальный свисток в решающей игре первенства мира по футболу, в которой французы переиграли хорватов со счетом 4:2 и стали двукратными чемпионами. Яркий праздник футбола завершился на мажорной ноте, пусть и под мощным проливным дождем. На импровизацию Pussy Riot, выбежавших во время финального матча на поле в полицейской форме с лозунгами-призывами освободить политзаключенных, тогда обратили сравнительно мало внимания.

Праздник футбола и околофутбольные мероприятия обошлись, по официальным данным, в 683 млрд руб. По версии кураторов чемпионата из российского правительства и оргкомитета, инвестиции были успешными: суммарный вклад мундиаля в отечественную экономику в 2013–2018 гг. составил 952 млрд руб. (около 1% ВВП). Консолидированный бюджет получил 162 млрд руб. дополнительных налоговых платежей, в стране было создано около 1,5 млн новых рабочих мест, а россияне дополнительно заработали 459 млрд руб. Страна получила 11 современных стадионов. Больше других регионов из числа принимавших игры чемпионата выиграли Калининградская область и Мордовия, их валовой региональный продукт благодаря чемпионату вырос на 20 и 17% соответственно. В городах, где проводились игры, были реконструированы аэропорты и отели, построены новые и приведены в порядок старые дороги. По расчетам устроителей, в ближайшие пять лет благодаря прошедшему чемпионату Россия будет получать от 150 млрд до 210 млрд руб. ежегодно.

Проведение первенства мира, по расчетам Банка России, ускорило рост ВВП во II квартале 2018 г. на 0,1–0,2 п. п., а оборот розничной торговли в июле 2018 г. вырос в годовом исчислении на 3%. В плюсе оказалась и FIFA, доходы которой от продажи телетрансляций выросли по сравнению с 2014 г., когда прошел чемпионат мира в Бразилии, на $60 млн – до $2,544 млрд.

Конечно, эффект чемпионата мира не сошел на нет после финального свистка Питаны. Возведение в стране сразу 11 современных стадионов положительно сказалось на посещаемости матчей национального чемпионата: в сезоне 2018/19 г. она выросла сразу на 21% и достигла 16 817 человек в среднем за игру, а число зрителей на домашних матчах наиболее популярных команд – «Зенита», «Спартака» и «Ростова» (48 000 и по 31 000 соответственно) – стало сопоставимым с показателями ведущих европейских клубов. Это повысило доходы клубов от продажи билетов и снизило их зависимость от титульных спонсоров.

Но дело, разумеется, не только в экономике страны в целом и отдельных клубов. Россияне, приняв чемпионат мира по футболу, перестали чувствовать себя защитниками осажденной крепости, окруженной плотным кольцом врагов. Они показали себя радушными хозяевами, свободными – хотя бы в моменте – от ксенофобии, расовых и национальных предрассудков, способными радоваться гостям, готовыми танцевать латиноамериканские танцы и петь «Марсельезу» на улицах. Наконец, российская полиция неожиданно продемонстрировала иностранцам и сооте­чественникам, что может быть доброжелательной и помогать людям. Наша страна и ее граждане как будто освободились от одновременного комплекса великодержавности и национальной уязвленности и веселились наравне со всем миром. Личное общение с иностранцами и репортажи с улиц городов, где проводились игры, за считанные месяцы резко изменили отношение россиян к государствам, традиционно считавшимся неприятелями. С мая по июль 2018 г. доля хорошо относящихся к США, по данным «Левада-центра», выросла вдвое – с 20 до 42% – и превысила долю относящихся плохо (69 и 40% соответственно). Доля россиян, хорошо относящихся к Евросоюзу, выросла с 28 до 42%, плохо – снизилась с 55 до 38%. Можно предположить, что радушие россиян изменило и представление гостей мундиаля и, если говорить шире, всего мира о России и россиянах. Она перестала выглядеть опасной и агрессивной, сердитый медведь обернулся в забавного волчонка Забиваку, страна с мечом превратилась в страну с мячом.

Сейчас, когда праздник позади, негативное отношение к внешнему миру снова отыграло позиции, но все-таки не достигло прежних масштабов. Спустя год после мундиаля в России по-прежнему больше тех, кто относится к Европе хорошо, а не плохо, но недоброжелатели США снова в большинстве. А вежливая полиция после брутальных разгонов акций оппозиции в сентябре 2018-го и июне 2019 г. сейчас кажется героем карнавальной сказки. Впрочем, возможно, мы увидим ее в будущем году в Петербурге, где состоятся несколько матчей первенства Европы.