Россия, которую не знали

Журналист Александр Губский о том, что изменит чемпионат мира по футболу в восприятии страны и к чему это может привести

Теперь, когда чемпионат мира по футболу в России закончился, задаешься вопросом: что это было и что будет дальше? Это был высочайше одобренный месячник вольностей в потемкинских деревнях? Или избранные российские города получили новую инфраструктуру и шанс заявить о себе, а приехавшие в них российские и иностранные туристы смогли посмотреть друг на друга и увидеть Россию, которую не знали? Мне кажется, что второе.

Понятно, что кривосудие, коррупция, отсутствие свободных выборов и прочие «прелести» нынешнего российского режима в обозримой перспективе никуда не денутся. Но после чемпионата мира мы, россияне, стали хоть чуточку, но другими – как минимум те, кто способен видеть, чувствовать и делать выводы. Потому что мы узнали сами себя с лучшей стороны – вдруг убедились, что мы можем априори быть доброжелательными и конструктивными, готовы бескорыстно помогать незнакомым, радоваться искренне и бурно, но неагрессивно. И потому что мы увидели других и поняли, что они рады нам и рады быть у нас в гостях, а пропаганда, как всегда, лжёт.

Плюс четыре, минус семь

В туриндустрии есть аксиома: каждый довольный турист отправляет в место своего путешествие четырёх новых, каждый недовольный – отговаривает от поездки семерых. Я провожу в поездках за границей суммарно около двух месяцев в году и могу свидетельствовать - имидж России по эту и по ту сторону Атлантики ужасен: «Дочка, ты уже выпила водки? Тогда покорми медведя, почисти «Калашников» и отключи на ночь атомный реактор».

По несоответствию имиджа и реальности с Россией может соперничать разве что Сицилия. Что мы знаем про Сицилию: там мафия, разруха и вообще все ужасно. Впервые попав туда несколько лет назад, я опешил: до чего тут красиво, разнообразно и комфортно (как минимум для туристов)! Да что я, оказавшийся рядом со мной в самолете из Палермо молодой инженер Ferrari (он, как и я, был на Сицилии впервые), тоже был поражён разницей между слышанным ранее и увиденным: «Как подзаработаю, обязательно куплю себе здесь дом!»

Предложение рождает спрос

И вот теперь в Россию приехали сотни тысяч позитивных болельщиков со всего мира, их радость и открытость увидели миллионы россиян, и сотни тысяч россиян приехали в обновлённые 11 городов, чтобы посмотреть матчи чемпионата. Захотят ли они вернуться? Я уверен, что да.

Потому что инфраструктура создана, а предложение рождает спрос.

Легко казаться умным задним числом. Но когда Россия в 2007 г. выиграла право проведения Олимпийских игр-2014 в Сочи, я сразу сказал: «Это хорошо, 142-миллионной стране нужен хотя бы один современный горнолыжный и пляжный курорт, спрос будет». Так и оказалось: после Олимпиады-2014 мы убедились, что туристы массово поехали в Сочи – и в горы, и на море, новая дестинация была создана. (Сколько было украдено и неэффективно потрачено во время подготовки к играм, в том числе по вине МОК, остаётся вне темы данной статьи, – так же как и расширение горнолыжного курорта «Роза хутор», угрожающего, по мнению Всемирного фонда охраны дикой природы, Кавказскому биосферному заповеднику. «Ведомости» подробно писали и будут писать на эти темы).

Праздник болельщиков и не только

4,5 года назад я писал из олимпийского Сочи, что впервые в жизни увидел десятки тысяч собравшихся вместе соотечественников, способных радоваться жизни и друг другу без какого-либо «допинга». Теперь праздник был сконцентрирован в 11 российских городах, а это уже миллионы участников – и снова искренняя радость без агрессии.

Честно говоря, я боялся, что будет хуже – в первую очередь из-за культуры футбольного боления, связанной с пивом и прочими горячительными напитками. У меня есть опыт посещения самых разных стадионов в России и за границей – от 99-тысячного Kamp Nou в Барселоне до одесского «Спартака» вместимостью 4800 человек – пьяных и агрессивных гопников на стадионах и рядом с ними хватает везде. Но – поразительным образом – не во время чемпионата мира в России. Полагаю, это следствие хорошей работы правоохранителей стран-участниц до и во время чемпионата, которые отсекли от участия самых агрессивных фанатов, и общей добродушной атмосферы на чемпионате: когда вокруг улыбки, нет косых взглядов и оскорблений, никому не хочется портить праздник.

Я побывал на матчах чемпионата-2018 на семи стадионах в шести городах и могу сказать, что все было организовано очень хорошо. Да, выход со стадионов был все равно медленнее, чем в Европе, но по сравнению с тем, как это происходило на матчах российского первенства, – просто космос!

А единственная существенная претензия связана не столько с собственно организацией чемпионата, сколько вызвана неразвитостью межгородского транспортного сообщения в России. Да, РЖД пообещал болельщикам с билетами бесплатные поезда между городами проведения матчей, но предупредил, что на всех мест не хватит. И сдержал своё обещание. Но не хватило не только бесплатных мест, но и платных: купить авиа- или железнодорожные билеты из Москвы в города, где в этот день проходили матчи (и обратно), было практически невозможно (за исключением разве что Петербурга и Сочи). Те из российских болельщиков, кто не смог купить билеты на поезда и самолеты, добирались в города проведения матчей на собственных автомобилях и перекладных. Иностранным болельщикам было ещё сложнее.

Завлечь новых туристов

Тем не менее, чемпионат мира у нас однозначно удался. И теперь надо поскорее засеивать удобренную почву. Смогут ли российские туркомпании, традиционно ориентированные на выездной туризм, быстро перестроиться и привезти в Россию совместно со своими бразильскими коллегами хотя бы 0,5% от 207-миллионного населения Бразилии? А 82-миллионный Иран с 75% городского населения? Думается, что оставшиеся дома подружки иранских болельщиц завидовали, когда увидели их фото в ярких нарядах, с разрисованными лицами и распущенными волосами на улицах и стадионах российских городов. Да и не только подружки, но и их мамы, ещё помнящие тегеранские вольности до исламской революции 1979 г. Про Китай я даже не говорю: несмотря на то что сборная Китая не прошла квалификацию к чемпионату мира, около 100 000 китайцев приехали в Россию на мундиаль.

Список перспективных стран «третьего мира» можно продолжать долго. А ведь есть ещё и «золотой миллиард». И пусть гражданам стран Северной Америки и Евросоюза получить российскую визу зачастую сложнее, чем россиянам въездную визу к ним, от всех болельщиков из этих стран я слышал, что они хотят вернуться в Россию после чемпионата. То есть как минимум порекомендуют нашу страну знакомым.

Но здесь (в российских реалиях) вступают в противоречие идеология и экономика.

Партия закрытых границ против партии открытых границ

Живые контакты и прямое общение способствуют узнаванию друг друга, дружбе и миру (так же как свободная и честная торговля, а не пошлины, ведут к процветанию стран-контрагентов). Но в условиях, когда разжигание ксенофобии стало одним из самых популярных инструментов госпропаганды, открытые границы не просто нежелательно – оно вредно. И для партии «закрытых границ», которая у нас по-прежнему сильна, все иностранные туристы – шпионы, провокаторы и потенциальные разрушители скреп.

Но после чемпионата мира начнёт набирать силу и «партия открытых границ». Как минимум потому, что денег в бюджете не хватает, а деньги из бюджета нужны всем. А въездной туризм при наличии уже существующей инфрастуктуры – это чистый доход государства. (Кстати, первую важную, но незаметную победу в аппаратной войне «партия открытых границ» одержала в прошлом году, когда было принято решение об упрощенном въезде в Россию через Владивосток для граждан Китая, Японии, Северной Кореи, Сингапура, Индии, Ирана, Турции и Мексики. После успешного чемпионата, думается, последуют ее новые победы). К тому же Владимир Путин поставил цель довести доходы от несырьевого экспорта, в том числе туризма, до $100 млрд. А в нынешней системе госуправления прямое указание президента – главный стимул работы для чиновников. Правда, среди прежних целей президента было и удвоение ВВП к 2020 г...