Опыт против пропаганды

Эксплуатация темы грузинской русофобии не повлияла на отношение россиян к Грузии

Несмотря на антигрузинский пожар, раздувавшийся на госуровне в России, доля россиян, которые хорошо относятся к Грузии, выросла, показал июльский опрос ФОМа: госпропагандой личные впечатления не перебить.

С 2001 г. пики распространенности среди респондентов ФОМа плохого отношения к Грузии происходили в годы политического обострения отношений двух стран. Последний такой пик – 28% – был в 2009 г., вскоре после вооруженного конфликта в Грузии с участием российской армии. К 2014 г. доля россиян с негативным мнением о Грузии снизилась до 8%, была такой же в 2018 г., в 2019 г. о плохом отношении к Грузии рассказали те же 8% опрошенных.

Новый опрос проводился 6–7 июля, когда федеральные телеканалы и прокремлевские издания уже две недели разрабатывали тему русофобии в Грузии по мотивам уличных протестов в Тбилиси против действующей власти и отношений с Москвой. 69% опрошенных знали или что-то слышали о волнениях в Грузии, так что едва ли можно объяснить результаты неосведомленностью респондентов. Почему тогда мнение россиян не качнулось вслед за кремлевской повесткой, как это было раньше?

Россияне в массе своей не поверили, что причина протестов в Тбилиси – русофобия: среди респондентов безоговорочно доминирует версия, что причина волнений в Грузии – внутриполитическая борьба или деятельность грузинских властей, говорит аналитик ФОМа Григорий Кертман. Значимых ксенофобских мотивов не заметно, замечает социолог, а если русофобия фигурирует как объяснение, то приписывается грузинским властям, СМИ, а не обычным людям.

При этом доля россиян, которые относились к Грузии хорошо, за год даже немного подросла – с 32% в 2018 г. до 37% в 2019 г. Объяснения, почему респонденты относятся к Грузии хорошо, строятся в основном на аргументах, описывающих взаимоотношения между людьми (грузины гостеприимные, хорошо к нам относятся, в Грузии есть друзья, родственники и проч.). Плохое отношение к Грузии объясняется главным образом политическими аргументами об отношениях между странами, которые не даны нам в ощущениях (Грузия плохо относится к России и проч.). Положительное отношение продуцируется собственным опытом и опытом знакомых, впечатлениями от позитивных стереотипов о стране и населении, замечает Кертман, а негативное – злобой дня. Встреча личного опыта и госпропаганды порождает противоречивые ответы: с одной стороны, 60% опрошенных считают, что в Грузии хорошо относятся к туристам из России (среди людей с высшим образованием так считают 75%); с другой – 50% полагают, что в Грузии сейчас опасно (среди тех, кому за 45, таких порядка 60%).

Как только пропаганда ослабевает, личные впечатления начинают превалировать. Но у большинства – порядка 50% – опрошенных с 2011 г. какого-то четкого, положительного или отрицательного, мнения о Грузии нет, оно просто не сформировалось, что неудивительно – только 15% респондентов бывали в Грузии. Съездить хотели бы 51–52% опрошенных в возрасте от 18 до 45 лет.