Зачем россиянам электронные паспорта

На деле даже электронные госуслуги за пределами Москвы не всегда доступны

Власти анонсировали скорое – уже в 2020 г. – появление в России электронных паспортов, но важнейшие вопросы, например сфера их применения и механизмы защиты, еще не решены, что с учетом российской практики вольного обращения с приватной информацией на госуровне заставит многих граждан критически оценивать инициативу даже с учетом всех вероятных плюсов от перехода на новый, цифровой вид документа.

Первые электронные паспорта начнут выдавать в 2020 г., а отказаться от обычных, бумажных, предполагается уже в 2022 г., сообщил в среду Дмитрий Медведев на правительственном совещании. Вице-премьер Максим Акимов, курирующий программу цифровизации, уточнил, что заставлять менять паспорта никого не будут: при желании граждане смогут пользоваться уже выданными им бумажными паспортами до срока их плановой замены в 20 и 45 лет, а после 45 лет – до конца жизни. Презентованный Акимовым прототип ID-карты похож на те образцы, которые демонстрировали раньше: это пластиковая карта с чипом, на которую будет записана информация о гражданине. Вопрос – какая.

По словам Акимова, это ФИО, дата и место рождения, адрес проживания, номера водительских прав, СНИЛС, ИНН, электронная подпись. Из нового – возможность хранить паспортные данные в мобильном приложении, объявил Медведев, а также QR-код. Звучит серьезно, но это все неточно. Принято политическое решение – электронному паспорту быть, но в каком виде, пока известно очень приблизительно, говорит директор центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев, документации еще нет, ее только предстоит разработать. Поэтому, отмечает он, нет уверенности, что сроки перехода не перенесут, как это уже было не раз, – опять окажется, что какая-то инфраструктура не готова, не учтены чьи-то интересы.

Настойчивость правительства понятна, так как главный бенефициар и лоббист ID-карт – государство, для него это вопрос оптимизации средств, направленных на мониторинг активности каждого гражданина, отмечает IT-эксперт Иван Бегтин. Есть и окологосударственные выгодоприобретатели: по первому проекту перехода на электронные паспорта, еще 2013 г., предполагалось, что из бюджета на всю систему будет выделено 82,8 млрд руб. Не ясно, как государство будет обеспечивать безопасность хранения данных. Эстонским властям, например, в 2017 г. пришлось временно аннулировать действие электронных ID-карт для половины населения страны.

Электронный паспорт подается как достижение, удобный для граждан сервис, который упростит доступ к электронным услугам. Но на деле те же электронные госуслуги за пределами Москвы не всегда доступны в полном объеме и получить их можно и «по старинке». Важность цифрового паспорта сильно переоценена, считает Брауде-Золотарев, его появление не решает какой-то реально существующей проблемы, но может породить новые.-