К чему ведет экономия на терапии от ВИЧ в России

Смертность среди людей с ВИЧ выросла за три года на треть, эпидемию остановить не удается

В России заканчиваются запасы одного из основных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных – ламивудина, сообщил Роспотребнадзор, что угрожает жизни и здоровью людей, живущих с ВИЧ, которые регулярно недополучают антиретровирусные (АРВ) препараты, и повышает риск эпидемии ВИЧ.

Людей, живущих с ВИЧ, в России много, а денег на АРВ-препараты у Минздрава мало, поэтому он попытался снизить закупочные цены и уперся в отказ поставщиков участвовать в аукционах по ламивудину. Они срываются третий раз, поскольку цена оказалась ниже себестоимости. Если этот препарат выпадает из схемы лечения, то у ВИЧ может выработаться устойчивость к нему, отмечает глава Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский.

С охватом АРВ-терапией в России беда. Официально, по данным Минздрава, в России зарегистрировано 896 000 человек, живущих с ВИЧ. Из них АРВ-терапию получает максимум 50%, говорит Покровский. А есть те, кто не встал на учет; ВИЧ-инфицированных в России насчитывается более 1 млн. Тогда АРВ-препараты получает лишь треть людей с ВИЧ в России, что подтверждают оценки UNAIDS: в Восточной Европе и Центральной Азии, куда включена Россия, лечение получает лишь 38% всех людей, живущих с ВИЧ.

В итоге ВИЧ шагает по России. По данным UNAIDS, на Россию пришлось 71% всех новых случаев выявления зараженных ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии. Минздрав, на данные которого опирается UNAIDS, в 2018 г. насчитал 85 990 новых случаев заболевания ВИЧ (это только те, кто встал на учет). Терапия АРВ – не единственный способ борьбы с эпидемией ВИЧ, но в России остальные негласно запрещены: о пользе презервативов никто не рассказывает. Минздрав упирает на семейное воспитание, воздержание, но основной прирост распространения ВИЧ дают гетеросексуальные связи и семейные люди трудоспособного возраста.

Смертность, связанная со СПИДом, в 2018 г. снизилась в мире до 770 000 человек – на 55% по сравнению с 1,7 млн в 2004 г., когда она достигала пика. В России тенденция обратная: смертность от ВИЧ за три года выросла на 32,7%. По данным Росстата, в 2015 г. от болезней, вызванных ВИЧ, в стране умерло 15 520 человек, в 2018 г. – уже 20 597. Основываясь на этих данных Росстата, Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава подсчитал: ВИЧ-инфекция заняла в России одно из первых мест в структуре смертности трудоспособного населения в возрасте 25–44 лет (если не учитывать смертность от внешних причин). России не хватает денег на лечение и профилактику ВИЧ, Минздрав, испытывая нехватку средств, играет на понижение, чтобы распределить деньги среди как можно большего числа людей, но тактика эта, похоже, исчерпала себя. Игра на понижение дошла до своего логического конца: лимит исчерпан и нужно увеличивать бюджет – если этого не делать, то потребности в АРВ-препаратах будут только расти.